В то время как чувства являются естественной реакцией на то, в чем мы отдаем себе отчет, и что мы воспринимаем; эмоции, наоборот, являются продуктом не восприятия, а разума (что вообще говоря, не является уж очень разумным в обычном человеке). Чувства не являются ослабляющими, в то время как эмоции являются ими в высокой степени.
Основные чувства - радость и грусть, возникают из-за того, что мы отдаем себе отчет в них; наше тело, например, когда имеет неясное видение своей фатальной судьбы, сообщает нам это в форме печали или меланхолии, которые не являются ни болезненными, ни изнуряющими, а очищают нас от мелочности и нам при этом делается хорошо.
Таким же образом подлинная радость, которая содержит внутри себя добро, и которую нельзя вызвать искусственным образом - шутками или комедиями - возникает из того, что отдается отчет в том, что происходит не по причине разума; это происходит тогда, когда наше существо воспринимает нечто, что его радует.
Мы не нуждаемся в мыслях для того, чтобы испытывать счастье жизни, которая рождается, движется, которая нас обнимает лаской или взглядом; это колибри, пьющее сок с цветка, и дерево, танцующее с ветром.
Эмоции, наоборот, возникают не из восприятия, а из размышления; они не могут производиться без того, чтобы мы о них не думали, и поэтому, оставив восприятие на втором плане, эмоции помещают нас в ситуацию, в которой мы с трудом можем управлять нашей реальностью при помощи рассудка.
Типичными примерами эмоций являются гнев, ревность, обида, зависть, самосострадание, саморазрушительная депрессия и так далее.
Все эти эмоци не могут возникнуть, если мы перед этим не имели соответствующих мыслей. Кто может обидеться, не думая? Никто! Чтобы обидеться, мы должны побеседовать сами с собой, и сказать самим себе, что с нами поступили несправедливо и что мы этого не заслуживаем, или аналогичные мысли. Тот, кто этому не верит, пусть попытается обидеться без слов и мыслей.
Рассмотрим пример влюбленного, испытавающего ревность. Он уведил, как его возлюбленная, улыбаясь, беседовала с каким-то другим мужчиной. Ведь есть просто факт: женщина разговаривает с мужчиной (неизвестным), и еще она улыбается. И что, этот факт вызвал ревность? Нет. Опустошающую эмоцию ревности вызвало то, что наш влюбленный видел много фильмов, слышал ранее достаточно много 'песен любви' по радио или пережил разлад в любви своих родителей до того, как он увидел свою невесту разговаривающей и улыбающейся с чужим. Он вынужден мысленно начать с собой беседу о том, что она не имеет причины предвать таким образом, и что единственным мужчиной, способным вызвать улыбки этой девушки, должен быть он, что он ее не обманывает с другими женщинами, или, по крайней мере, не так нагло, как она ему отказывает в уважении и т.д., и т.п. Это тип мышления, а не факты сами по себе, приводит к такому болезненному и изнуряющему опыту, каким является ревность. И в данном случае почти не имеет значения, что женщина на самом деле разговаривала со своим двоюродным братом, что она просто болтала со своим другом или действительно имела другого возлюбленного. Ревность исходит не из этого, а из головы ревнивца.
После того, как однажды мы погрузились в эмоциональный срыв, реальность отдаляется с каждым разом все дальше; чем больше мы говорим, тем меньше воспринимаем, и так далее. Как мы можем управлять реальностью, будучи от нее настолько далеки? Конечно, мы ее насилуем, и в данном случае способны покончить с любым появившимся побегом любви или красоты, и все равно при этом склонны чувствовать себя жертвами. Так мы изнашиваем себя как людей. Поэтому стоит еще больше бороться за то, чтобы стать воином.
Как и большинство наших действий, эмоции тоже повторяются и определяются личной историей. Такм образом для каждого, имеющего собственные 'эмоциональные привычки', они будут одной из его личных форм растраты его энергии и ослабления. Поэтому нетрудно обнаружить, если мы тщательно проэкзаменуем себя, что конфликты и эмоциональные проблемы нашей жизни циклическим образом повторяются, неважно, что меняются люди или места, проблемы повторяются снова и снова.
Все предшествующее справедливо и для остальных эмоций, таким образом они являются вредными, и в то же время повторяются.
Но теперь мы знаем секрет, который, при условии его использования на практике, является бесценным сокровищем: эмоции не могут возникать без соответствующих мыслей.
Это дает нам непосредственный способ сохранения энергии. Если мы находимся на грани падения в какую-либо ослабляющую эмоцию, мы