стороны, то систематические занятия неделанием создают точки соприкосновения между обоими мирами, что постепенно может приблизить нас к объединению обоих способов сознания в оодно результатирующее, известное под названием 'целостность самого себя'.
Эго как часть описания
Другим аспектом, который особенно следует иметь в виду, является то, что все, на что мы ссылаемся, когда говорим 'я' (эго), также является элементом описания, усваиваемого нами. Это часть описания поддерживает на заключенными в некоей форме бытия и нашего поведения, которая хотя и представляется абсолютной и определенной, может быть прервана или приостановлено целиком, что открывает неограниченные возможности в отношении того, кем мы можем быть, или что мы можем делать. В этом смысле неделание, которое приостанавливает течение описания, является открытой дверью к свободе и изменению себя.
Когда посредством неделания личного я, мы прерываем течение описания нашей собственной личности, мы освобождаемся от чар эго, которое почему-то заставляет нас верить в то, что оно представляем собой нашу единственную реальность. И тогда мы можем распознать н ау природу как совокупность полей энергии, свободных и текучих.
Начиная с этого момента, мы можем поставить перед собой задачу открыть самих себя заново без какого-либо принуждения; таким способом, который даст нам возможность по-новому реагировать на те новые ситуации, которые постоянно встают перед нами.
Тональ и нагваль
Одним из наиболее захватывающих аспектов видения Дона Хуана является дуальная концепция реальности, выраженная в терминах 'тональ и нагваль'. Нетрудно установить близость между этими концепциями и двумя сторонами Ометеотля, как основополагающего принципа мира древних традиций Науа, чьим высшим выражением был мир тольтеков.
В книге 'Сказки о силе' Кастанеда дает самое детальное описания тоналя и нагваля. Там нам раскрывается тональ, как пространство, в котором действует обычный человек на протяжении всей своей жизни. Тональ предстает как управляющий, дающий смысл и значение всему, что предстает перед его сознанием, включая все то, чем человек является, о чем он думает, и что делает. Все то, о чем он думает, он может говорить. Разум, мысли и обычное описание реальности является крепостью тоналя, который включает в себя фактически весь спектр известного. Стоит отметить, что поскольку для обычного человека современного общества не существует ничего, кроме известного, весь его сознательный опыт ограничивается окружением тоналя, который начинается с рождением и кончается со смертью.
Нагваль, напротив, является тем, что осталось лежать за пределами тоналя. Он представляет из себя нечто, содержание которого нельзя вообразить. Кастанеда представляет нам образ тоналя в качестве острова, где проходит вся жизнь человека. Он ничего не знает о том, что находится за пределами острова. Нагваль был бы всем тем пространством неисследованной тайны вокруг острова.
Хотя нагваль не может быть понят или описан словами, поскольку понимание и слово соответствует тоналю,тем не менее его можно засвидетельствовать и испытать. И это, очевидно, является одной из целью брухо. Для него не важны попытки понять или рационализировать опыт нагваля, ему интересны только практические возможности, находящиеся в пределах его досягаемости.
Хотя в конечном счете все происходит в нагвале, в обычном состоянии мы поспринимаем только тональ, задачей которого является снабжать реальность нагваля (вселенную эманций орла) порядком и смыслом, которые тем не менее не являются для него характерными, в отличие от трансценденатльной реальности.
Фактически, аспектами мира являются не только тональ и нагваль, но они имеют свое соответствующее выражение во всех человеческих существах, которые имеют свою тональную и нагвальную стороны. На протяжении всего произведения Кастанеда называет их также сознанием и сознание другого я, видящим сон и видимым во сне и так далее.
Фактически тональ, по своему характеру организатора кажущегося хаоса нагваля, охраняет наше существо от его разрушительноговоздействия.
Эта разница между тоналем и нагвалем придает нюанс всей тактике обучения дона Хуана, который разделяет свои инструкции на учение для правой и учение для левой стороны. Целью первого является создание приспособленного, более здорового и функционального состояния элементов острова тоналя, известное как 'расчистка острова тонаял', в то время как целью второго является подведение ученика к эксперименту непосредственно с нагвалем таким образом, чтобы выполняя