и различным аспектам религий, но и по мистериям, психологии, древнему чародейству.
Однако книга оставляет впечатление записок антрополога, увлечённо описывающего обычаи и воззрения аборигенов, но, тем не менее, в глубине души остающегося по-прежнему европейцем, взгляд которого скользит по поверхности встречаемых чудесных явлений. Как мне показалось, сама книга рождается не из попытки понять и принять магический мир, а из желания рассказать людям о ярких впечатлениях о путешествии в далёкую и таинственную страну.
Оставаясь посторонним, невозможно поднять занавес загадочного. Сопутствующая странствиям по Тибету мысль о возвращении в Европу являлась, по моему мнению, своего рода резинкой, связывающей мышление писательницы с основами европейского мировоззрения, растягивающейся, но не отпускающей её сознание в магический мир. При таком подходе магические концепции остаются теоретическими и чужеродными даже при наличии каких-то практических успехов по вызову духов, телекинезу и т. д. Успех магических операций, выполненных по известным рецептам, является временным без проникновения в глубинные причины не только конкретного магического действия, но и трансформирующего воздействия магии вообще.
Росток человека.
На Востоке человек сравнивается с лотосом, корни которого растут в земле физического мира, стебель находится в воде астрального мира, а сам цветок дышит воздухом ментального мира и устремлён к солнцу Огненного мира - к Богу.
Если задуматься над динамикой эволюции человека, следующей из данной метафоры, можно представить такую картину.
• Первоначально человек, как зерно, попадает в землю, то есть в физический мир. Здесь зерно лишено прямого доступа к воде, воздуху и свету. Двигателем его роста являются внутренние силы и генетическая программа развития.
• Внешним фактором роста является состояние 'почвы'. Какое бы не было состояние земли, нельзя говорить, что она совершенно лишена воды и воздуха. В земле всегда в той или иной мере присутствует водные и воздушные элементы. Плодородие земли зависит от естественных географических факторов, а также от целенаправленных усилий тех, кто её возделывающих.
• Жизненные процессы внутри зерна могут на какое-то время остановится, законсервироваться на период неблагоприятных внешних условий. Оболочка зерна служит надежной защитой зародыша, а внутри зерна обычно припасено достаточно средств для внутреннего самообеспечения.
• В благоприятных условиях после определённого этапа внутреннего созревания зерно выпускает росток, стремящийся к свету. Критическим является период роста из глубины земли, где находится зерно, до уровня поверхности, где в изобилии имеется животворная вода, пронизанная воздухом и солнцем.
• Росток, прорвав оболочку зерна, уже не может останавливаться в своём росте. Альтернатива для ростка простая: либо он пробьётся к свету, либо погибнет.
Тут мы пока остановимся, хотя указанная метафора позволяет и дальше развивать представление об эволюции человека. Для нас принципиальный интерес вызывает момент появления ростка и период его критического роста. По существу, восприятие наше книги полезно как раз на этом этапе развития человеческого духа.
Влияние чудес на внутреннюю жизнь.
Чудо является нарушением привычного хода событий, законов обыденной реальности. Как только что мы говорили, сравнивая отношение к пси-явлениям европейского и тибетского сознания, одно и то же явление может для одних быть чудом, а для других - нет. Интересно развить эту мысль дальше.
Стимулирует ли встреча с чудом духовный рост человека? Ответ неоднозначен.
• Если сознание и логика мышления человека вообще не готовы воспринять встреченное чудо, то оно не только не воспринимается, но и происходит чёткое формирование мировоззренческой позиции, отрицающей любые чудеса.
• Если явление чуда является допустимым с точки зрения сознания, то встреча с ним также не несёт трансформирующего воздействия на внутренний мир человека. Человек относится к чуду как к фокусу в цирке, который вызывает восторженную реакцию в ходе демонстрации, но как бы забывается по выходу из цирка. Оценку воздействия чуда на такого человека можно свести к вопросу: 'Ну и что здесь такого необычного?'
• Только в том случае, когда само чудо оказывается на грани допустимого и человек, как росток, уже пробудился или готов к пробуждению, чудо как проявление Высшего мира оказывает непосредственное стимулирующее воздействие на духовный рост человека.
Некрополе - родная суперцивилизация.
Сравнение идущих на Тибете по Прямому Пути