Шри Ауробиндо

Мысли и афоризмы

Его также и в Хаксли и в Хейкли.

540. В состоянии ли ты увидеть Бога в своем мучителе и убийце даже в момент смерти или во время пытки? В состоянии ли ты увидеть Его в том, кого убиваешь, и, убивая, любить? Если да, то тогда ты обладаешь высшим знанием. Возможно ли кому достичь Кришны, кто никогда не поклонялся Кали?

ПРИЛОЖЕНИЕ

541. Я знаю, что противоположное тому, что я говорю, верно, но для данного момента то, что я говорю все же вернее.

542. Я также, как и вы, мои друзья, полагаю, что Бог, если Он существует, есть демон и людоед. Но что вы собираетесь делать вслед за этим?

543. Бог - это верховный Отец Иезуит. Он всегда творит зло, от которого может произойти благо, беспрестанно ввергает в заблуждение ради большего понимания; навсегда подавляет нашу волю, чтобы она могла обрести в конце концов бесконечную свободу.

544. Наше Зло для Бога не зло, а невежество и несовершенство, а наше добро только более мелкое несовершенство.

545. Религиозный фанатик говорит правду, хотя и чересчур неистово, когда указывает на то, что наша величайшая и наичистейшая добродетель подобна подлости по сравнению с божественной природой Всевышнего.

546. Быть за пределами добра и зла не значит вести себя безразлично греховно или добродетельно, а стремиться к высшему вселенскому благу.

547. То добро, что не есть наша этическая добродетель, которая относительна, и представляет заблудший свет в мире; оно сверхэтическое и божественное.

ПРИМЕЧАНИЯ

Джнана

4. Отрицая Джнани, автор отрицает знание, принадлежащее уму. Поскольку ум лишь инструмент духа, то и не обладает знанием достаточным, чтобы определять или оценивать происходящее в духе Истины. С позиции Ауробиндо, неоднократно им высказанной, ум должен быть всегда тихим и открытым более высокому духовному сознанию для инспирации, тогда он будет получать необходимое знание для исполнения непосредственной работы.

6. ...угасает разум - т.е. ум становится тихим и безмолвным, способным к восприятию (см. прим. 4).

7 ...ложное явление, т. е. внешне видимое феноменальное явление при отсутствии знания того, что стоит за ним, приводит к неверному истолкованию умом.

12. В духовной практике своей йоги Шри Ауробиндо выделяет две личности в человеке: одна связана с человеческим эго, объединяющая природу ума, витальную природу и физическую, другая - истинная личность, божественное начало в человеке, скрытое за природой эго, которую он называет психическим существом, представляющим эволюционирующий элемент в человеке. Психическое существо, или истинная душа в человеке, бессмертно, оно развивается, проходя через множество воплощений, и, достигнув зрелости, становится активным, стремясь выразиться и проявиться через человеческую природу, сделать ее средством самовыражения или другими словами своим инструментом проявления. В этом и состоит процесс одухотворения человеческой природы, когда она отказывается от следования собственным побуждениям, добровольно предоставив себя духовному началу в человеке, сделав тем самым шаг к обретению новых возможностей и подлинного бессмертия.

15. Имеется в виду, что художник в своей обыденной жизни может проявляться достаточно рационально, разумно, в то время как в своем творчестве, отказавшись от чисто интеллектуального мировосприятия, оказывается в другой реальности, являющейся источником его творческого феномена, которую обыденный ум склонен называть галлюцинацией.

22. Вайшнавы составляют религиозную секту в Индии, поклоняются женской ипостаси бога Вишну, Вайшнави, стремятся уберечься от причинения какого-либо насилия, ценя всякое проявление жизни.

27. Сидни, Филип (1554-1586), английский поэт и писатель.

28. Кришна (черный, темный, темно-синий) в индуизме Аватара, т. е. воплощение бога Вишну. В философии Ауробиндо Кришна олицетворяет собой Ананду, т. е. восторг и блаженство любви, побуждающую силу творения Всевышнего.

37. Бриндавун (Brindavun), в Очерках о Гите Шри Ауробиндо использовал иную транскрипцию (Vrindavan) - это место в Индии, где согласно одной из легенд жил Кришна.

38*. Бхагават (санскрит), господин, владыка, является эпитетом высших божеств Тримурти, т. е. единого Бога, обладающего или явленного в трех обликах: Брахма, Шива, Вишну.

39*. Немцы опровергли существование Христа..., имеются в виду немецкие философы-материалисты.

41. Троя или известное в древности поселение Илион возникло в конце 4-го тысячелетия до н. э. на пути из Средиземного в Черное море и была разрушена в результате войны в 13 в до н. э. События этой войны описаны в Илиаде Гомера.

Арджуна,