Шри Ауробиндо

Мысли и афоризмы

Джанака (букв. родитель), прославленный древний мудрец и царь в одном лице, один из героев эпоса Рамаяна, отец Ситы, жены царевича Рамы, именем которого назван этот эпос.

106, 108. Нарада - древний мудрец и риши, его имя связано с мифами о Кришне, он считается одним из воплощений Вишну.

115, 117. Брахман или Брама, отец мира и ипостась Тримурти (см. прим. 38).

141. Васиштха (букв. самый богатый), один из божественных мудрецов-риши, сын Брахмы. В индийской традиции олицетворяет идеального брахмана (см. прим. 356), ему принадлежала корова желаний Сурабхи, являющаяся символом жизненного могущества и изобилия.

147. Анантагуна, соединение двух понятий гуна (качество) и ананта (бесконечность), т. е. выражает вечное и бесконечное начало в человеке.

157. Рамакришна (1836-1886), светское имя Гедадхар, родился в семье браминов Чатопадьяйя, получил прозвище Парамахамса (высоко парящий лебедь Индии), один из выдающихся индийских мистиков, считается воплощением Кришны. Получил всеобщее признание как проповедник и религиозный реформатор, стремившийся объединить Индуизм, Христианство и Ислам, однако был противником провозглашения новой религии.

Вивекананда (1863-1902), светское имя Нарендранат Датт, выдающийся йог, ближайший ученик Рамакришны и основатель ордена Миссия Рамакришны.

ОМ, знаменитая мантра, звучание которой символизирует изначального Брахмана. Абсолют и всю вселенную Им творимую.

166. Шастры, свод законов, религиозных ритуалов, этических норм поведения согласно явленному в откровении учению, которому должны следовать люди. Веды, в данном контексте, символизируют стремление непосредственно и прямо следовать воле Бога без посредничества писаных законов. Кроме того, Веды - это название священных книг древней Индии, начало их создания относят к середине второго тысячелетия до н. э., они включают четыре части: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхараведа. Ведийский цикл индийская традиция называет шрути ,т. е. литературой откровения и рассматривает как священное писание, в отличие от последующей литературы, которую называют смрити, т. е. литературой предания, созданной людьми.

170. В Исламе нет места для монашества, тем самым отвергаются монастыри, как единственное наиболее благоприятное место для спасения, человек должен преданно служить Богу в обычной жизни.

171. Имам - это духовное лицо, наставник или религиозный лидер общины в мусульманстве. Махди - это человек, непосредственно ведомый Аллахом, в шиитской догматике это скрытый Имам в человеке, единственно способный уничтожить зло и направить род человеческий на путь истины.

172. См. прим. 166.

173. Страдание всегда связано с несовершенством, незавершенностью чего-то, с отсутствием полноты могущества, поэтому может относиться только к человеческой, а не к божественной природе. Допустить страдание Бога - значит признать неполноту Его совершенства и могущества, значит признать возможным узурпировать Его волю.

194. Валмики, легендарный поэт, автор древнеиндийской эпической поэмы Рамаяна, в которой сам выступает в качестве одного из ее героев.

199. Под внешним божьим храмом подразумевается человеческий ум, его витальная и физическая природа.

Карма

216. Кали, см. прим. 56.

221, 222. Титаны или Гиганты, в греческой мифологии сыновья Геи - матери земли - олицетворяющие могущество неразумной грубой силы. Шри Ауробиндо, в данном случае, рассматривает их и трактует более широко и универсально, как олицетворяющих виталические могущества, с помощью которых был построен материальный фундамент этого мира.

223. Равана (букв. ревущий), в индийской мифологии царь ракшасов, демонических сил, антагонист главного героя Рамы в эпической поэме Рамаяна. Чтобы избавиться от Равана, Вишну воплотился в образе Рамы.

245. ...то он исчерпает зло субъективно, следует понимать в контексте предыдущего афоризма 244, т. е. через внутренние субъективные переживания.

267. Тапас, буквально означает жар, впоследствии приобрело смысл концентрации и накопления энергии, божественной Силы, чаще всего путем воздержания, отрешения, аскетизма; тапасия - производное от тапаса, означает совершение тапаса.

271. Под подкупом экзаменатора здесь имеется в виду неискреннее угодничество, создающее видимость служения Богу, за которым скрывается некая уловка или увертка от исполнения Его требования, чтобы сохранить свои эгоистические намерения, как говорят на, Боже, что нам негоже.

285. Бахус латинская форма имени Вакх, одного из имен Диониса - бога плодоносящих сил земли, виноделия, также известного как освободителя от мирских