ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Язык Ошо неповторим. В своих беседах Он предельно краток и
каждое Его слово наполнено глубочайшим смыслом. Поэтому нам
не представляется возможным суметь передать в переводе всю
музыку звучания Его речи. Ограниченные конечными сроками
издания книги, мы вынуждены были пойти на компромисс, и
стремились сохранить хотя бы самые внешние и очевидные
смысловые слои, часто в ущерб удивительной краткости и
немногословности Мастера. Поэтому мы хотим извиниться перед
читателями за возможно неудачные обороты, не всегда точную
передачу игры слов и другие 'шероховатости' предлагаемого
перевода.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Как слова могут передать то послание, что лишено слов? Что можно
сказать о просветленном Мастере? Суть послания за пределами слов
парадоксальна; и Ошо, и Чжуан Цзы просят нас принять парадокс,
отложить в сторону ум и логику и стать пустыми. Только когда мы
избавимся от наших обусловленностей, идей и ожиданий -- наших
эго -- их просветление может стать нашим собственным.
Чжуан Цзы тысячелетие назад, и Ошо сегодня -- они объединяются в
заговоре сделать нас никем, пустыми сосудами, способными принять
бессловесное, вечное, которое воплощают они.
В этих лекциях Ошо делает очевидным для нас то, что в нашем
нынешнем состоянии бытия-делания для лишенного слов в нас просто
не находится места, где оно могло бы присесть и отдохнуть. И оно
ждет там, внутри нас, хоть одного свободного уголка;
поглощенность заботами, наши планы -- закрывают дверь, и мы
упускаем его. Но при всяком усилии добраться до этой пустоты мы
сталкиваемся с парадоксом -- усилия и амбиции лишь подпитывают
эго и обрекают нас на полную неудачу. Так что же мы можем
сделать?
Ошо говорит нам, что ничего делать как раз и не надо, все
делание исходит от эго. Но мы можем находиться в состоянии
восприимчивости, мы можем быть открытыми и принимать все
существование, все происходящее. Обходя наш критический ум, Его
слова просачиваются в нас, в самую сердцевину нас, в самую душу,
и мы становимся подобны пустым лодкам.
Размышлять над этими словами, над их значением -- это путь к
замешательству. Ошо использует противоречие, как технику, и с ее
помощью ему удается обратиться и достучаться до всех типов
личности. Он знает каждую причуду и поворот наших эго, каждый
трюк нашего ума. Он на много шагов впереди нас. Ошо отнюдь не
пытается обратить нас в рабов Своих правил, наоборот, Он никому
враг. У него столько любви к нашей обезьяньей природе, что все
Его усилия направлены на то, чтобы помочь нам осознать наши
порабощения и вырваться из подчинения им. Он шокирует,
вытряхивает нас из наших удобных клеток, чтобы мы могли через
пробужденность и осознанность понять и изменить их.
Вы сомневаетесь во мне, но вы никогда не сомневаетесь в
себе, потому что как только ум начинает сомневаться в себе, он
сразу же перестает существовать. Раз возникло само-сомнение, то
основание разбито, ум утратил свою уверенность. Раз вы начинаете
подвергать сомнению ум, то, рано или поздно, вы сорветесь в
бездну медитации.
При чтении Ошо самое большее, что можно сделать -- это быть
восприимчивым, позволить невысказанному посланию проникнуть в
нас, затесавшись между слов.
'Но я утверждаю, что смогу помочь вам, потому что я не
специалист, не эксперт, я не посторонний. Я путешествовал по той
же самой тропе... Я прошел через то же, что и вы -- через то же
страдание, ту же муку, через такие же ночные кошмары. И что бы я
ни делал, все это лишь для того, чтобы убедить вас -- убедить
избавиться от вашего безумия.
Где бы вы ни были, я бывал там, и повсюду, где побывал я,
можете быть и вы. Вглядитесь в меня так глубоко, как только
возможно, и почувствуйте меня так глубоко, как только сможете,
потому что я -- ваше будущее. Я -- ваше возможное'.
Ма Прэм Парас
ОБ ОШО
Большинство из нас живут в мире времени: в воспоминаниях о
прошлом и в предвкушении будущего. Лишь иногда мы прикасаемся к
безвременного потоку настоящего -- в моменты внезапной красоты
или внезапной опасности, при встрече с любимым человеком или с
какой-то неожиданностью. Очень немногие сумели покинуть этот мир
времени и ума, амбиций и конкуренции, и смогли начать жить в
мире, лишенном времени. И лишь единицы из них пытались
поделиться своим опытом с другими. Лао Цзы, Гаутама Будда,
Боддхидхарма... или -- ближе к нашим дням -- Георгий Гурджиев,
Рамана Махарши, Кришнамурти... Современники считали их либо
чересчур эксцентричными, либо сумасшедшими,