веры.
Внезапно разразилась гроза, загремел гром и ярко сверкнула
молния.
Философ взглянул на небо, мистик посмотрел на тропу. В этот
момент вспышки молнии тропа была перед ним, освещенная. Философ
взглянул на молнию, и начал гадать: 'Что происходит?' -- и
потерял тропу.
Вы заблудились в лесу более густом, чем в той истории. Ночь еще
темнее. Иногда вспыхивают молнии. Опустите глаза на тропу.
Чжуан Цзы -- это молния, Будда -- это молния, я -- это молния.
Не смотрите на меня, посмотрите на тропу. Если вы смотрите на
меня, то вы уже все упустили, потому что молния не будет светить
долго. Она длится лишь мгновение, и мгновение это редкостно --
когда вечность проникает внутрь времени; это как вспышка молнии.
Если вы смотрите на молнию, если вы смотрите на будду -- а будда
прекрасен, лицо его очаровательно, глаза его притягательны --
если вы смотрите на будду, вы упустили тропу.
Взгляните на тропу, забудьте о будде. Посмотрите на тропу. Но
такой взгляд возможен лишь тогда, когда нет сомнений, а есть
вера; когда нет мышления, нет разума.
Чжуан Цзы нельзя осмыслить. Не думайте о нем. Просто дайте этой
истории проникнуть в вас и забудьте ее. С помощью этой истории
осветится тропа. Взгляните на тропу, и сделайте что-нибудь.
Ступайте по тропе, действуйте. Думание, мышление не поведут вас,
только действие, потому что мышление происходит только в голове.
Оно никогда не сможет стать полным, тотальным, всеохватывающим;
лишь когда вы действуете, это всеобъемлюще.
Хватит на сегодня.
4
ИЗВИНЕНИЯ
Если человек наступает на ногу чужому
посреди базара,
он вежливо извиняется
и объясняет:
'Здесь столько народу'.
Если старший брат
наступает на ногу младшему брату,
он говорит: 'Извини', --
и все.
Если родитель
наступает на ногу своему ребенку,
то не скажет вообще ничего.
Величайшая вежливость
свободна от всякой формальности.
Безукоризненное поведение не отягощено заботами.
Совершенная мудрость неспланированна.
Истинная любовь не нуждается в доказательствах.
Полная искренность не дает гарантий.
ИЗВИНЕНИЯ
Все великое, все прекрасное, все истинное и настоящее, -- всегда
спонтанно. Вы не можете его запланировать. Как только вы
планируете что-то прекрасное, оно перестает быть таковым. В тот
момент, когда начинается планирование, все становится
ненастоящим, неистинным.
Но именно это случилось с человечеством. Ваша любовь, ваша
искренность, ваша правда -- все пошло насмарку, потому что вы
планируете это, потому что вас учили не быть спонтанным. Вас
учили, как манипулировать другими, контролировать, управлять, но
не учили быть естественным потоком, течением. Вы стали жесткими,
замерзшими, мертвыми.
Жизнь не поддается планированию. Жизнь не нуждается в
планировании. Она самодостаточна. Планируют ли деревья, как
расти, как созревать, как начинать цветение? Они просто растут,
не будучи даже сознательны в этом росте. Нет самосознания, нет
разделения.
Когда вы начинаете планировать, вам приходится разделять себя,
вы становитесь двумя: тем, который контролирует, и тем, который
подконтролен. Возникает конфликт, теперь вы никогда не будете в
мире с самим собой. Вы можете преуспеть в контролировании, но
тогда мира не будет; и вы можете не преуспеть в контролировании
-- тогда мира тоже не будет. Добиваетесь ли вы успеха или
терпите неудачу, в конечном счете вы придете к признанию своего
провала. Ваша неудача будет неудачей, ваш успех тоже будет
неудачей. Что бы вы ни делали, жизнь ваша будет незавидной.
Это разделение рождает безобразность, уродство; вы не едины, а
красота принадлежит единству, красота принадлежит гармоничному
целому. Вся культура, вся цивилизация, все общества делают вас
безобразными. Вся мораль лишь уродует вас, ибо она основана на
разделении, на контроле.
Я слышал, что однажды Баал Шем путешествовал в красивой коляске,
запряженной тройкой лошадей. Но он все больше и больше
поражался, поскольку за три дня, которые он уже был в пути, ни
разу ни одна из лошадей не заржала. Что случилось с ними? А
потом, на четвертый день, проезжавший мимо крестьянин вдруг
крикнул ему, чтобы он не натягивал так поводья. Он отпустил
вожжи, и внезапно все три лошади заржали, они ожили. Все три дня
без перерыва они были мертвы, они умирали.
То же самое происходит со всеми вами, с целым человечеством. Вы
не можете ржать, а пока лошадь не заржет, она мертва, потому что
ржание