Бога, и, что бы вы ни делали, вы до него
доберетесь. Поэтому Чжуан Цзы никогда не говорит о Боге;
разговор здесь ни к чему, он не нужен. Он говорит лишь о том,
как выявить в вас целостность. О святости говорить бессмысленно.
Когда вы становитесь цельны, когда вы становитесь едины, вы
становитесь святым. Когда ваши части, ваши составляющие
растворяются в едином, ваша жизнь обращается в молитву. Но они
никогда не говорят о молитве, это ни к чему.
Спонтанность, живущая как целое... Если вы хотите жить, как
целое, то вы не можете ничего планировать. Кто будет
планировать? Вы не можете решать на завтра, вы можете жить
только здесь и сейчас. Кто будет решать? Если вы решаете, то
рождается разделение; теперь вам придется манипулировать. Как вы
будете планировать? Будущее неизвестно, а как вы можете
планировать неизвестное? Если вы планируете неизвестное, то
планирование опирается на опыт прошлого. Это значит: мертвое
будет контролировать, распоряжаться живущим. Прошлое мертво, но
прошлое продолжает руководить будущим -- поэтому вам так все
надоело. Это естественно, так и должно быть. Скука исходит из
прошлого, потому что прошлое умерло, но оно все еще пытается
воздействовать на будущее.
Будущее -- это всегда приключение, но вы не даете ему стать
приключением. Вы планируете его. Однажды спланированная, ваша
жизнь катится по накатанной колее. Она -- не река.
Когда вы находитесь в колее, вы знаете, что вы делаете, что
происходит. Все это -- лишь повторение уже пройденного. Кто
будет планировать? Если планирует ум, ум всегда привязан к
прошлому. Жизнь нельзя спланировать, потому что, планируя, вы
совершаете самоубийство.
Жизнь может быть только незапланированной, движущейся от случая
к случаю в неизвестное. Ну чего вы боитесь? Почему вы так
пугаетесь незапланированной неизвестности? Вы всяко будете там,
чтобы реагировать на ситуацию; что бы ни случилось, что бы ни
происходило, вы все равно попадете туда, в будущее, и будете
поступать в соответствии с ним. Чего же вы боитесь? Зачем это
все планировать?
Страх появляется потому, что вы не уверены: попадете вы в
будущее, или нет. Вы настолько бессознательны, что у вас нет
уверенности ни в чем. Вы вообще ничего не воспринимаете.
Если у вас намечается важный разговор на работе, то вы до
мельчайших подробностей строите планы в уме: что сказать, как
сказать, как войти в офис, где стоять, куда сесть. Но зачем? Вы
будете там, тогда вы и сможете поступать соответственно.
Но вы сомневаетесь в себе, вы настолько невосприимчивы к
окружающему, вы настолько бессознательны, тупы, что вы не
знаете, не уверены -- если вы не все запланируете, а вдруг
что-нибудь пойдет не так. Если вы бдительны, чутки -- тогда
никаких проблем. Вы будете там, в будущем, и чего бы ни
потребовала сложившаяся ситуация, вы сможете реагировать в
соответствии с ней.
И помните, что все это планирование не поможет, потому что если
вы не сможете быть сознательным, не сможете быть пробужденным,
ориентироваться в ситуации, которую вы планируете, то тогда это
планирование тоже делается во сне. А если вы повторяете одно и
то же запланированное действие множество раз, оно становится
механическим, и тогда, если возникает какая-то проблема,
какой-то вопрос, вы можете реагировать автоматически. Ответ
заготовлен, вы не нужны. Это модель, закрепленное клише, вы
просто повторяете его; вы превращаетесь в механическое
устройство, вы не нужны вообще. Можно дать ответ, он имеется в
памяти; если вы многократно им пользовались, то вы знаете, что
на него можно положиться.
Из-за планирования жизнь становиться все более и более
неосознанной, и чем более вы бессознательны, тем больше вам надо
планировать. Еще задолго до физической смерти вы мертвы. Живой
значит: отвечающий соответственно ситуации, воспринимающий.
Живой значит: что бы ни происходило, я буду там и буду
реагировать в соответствии с этим, и реакция эта будет исходить
от меня, а не из памяти. Я не буду к этому готовиться.
Видите, какое получается несоответствие, когда христианский
миссионер или христианский служитель, священник, готовит свою
проповедь.
Я однажды побывал в теологическом колледже. Там они готовят
своих священнослужителей, своих священников -- пять лет
обучения. Так я поинтересовался у них, а где подготовили и
обучили Иисуса, кто научил его, как надо говорить.
Конечно, эти христианские священники мертвы, все у них
распланировано. Когда вы говорите то-то и то-то, нужно сделать
определенный