Он не перекладывает ответственность на кого-то другого, он
принимает ее, и все. Отношения более близкие.
Если родитель
наступает на ногу своему ребенку,
то не скажет вообще ничего.
Незачем: отношения еще интимнее, ближе. Здесь есть любовь, и она
подействует. Не нужно никаких подмен, никаких объяснений,
никаких извинений.
Величайшая вежливость
свободна от всякой формальности.
Безукоризненное поведение не отягощено заботами.
Совершенная мудрость неспланирована.
Истинная любовь не нуждается в доказательствах.
Полная искренность не дает гарантий.
Но все эти совершенства нуждаются в одной вещи -- в спонтанной
осознанности, пробужденности; в противном случае у вас всегда
будут подделки, ваше лицо всегда будет фальшивым. Вы можете быть
искренним, но, если вам приходится прикладывать для этого хоть
какое-то усилие, тогда эта искренность -- пустая формальность.
Вы можете любить, но если для вашей любви необходимы усилия,
если ваша любовь того типа, о котором говорит Дейл Карнеги в
'Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей', если у
вас такая любовь, то она не может быть настоящей. Вы управляете
ею. Тогда даже дружба -- это бизнес.
Остерегайтесь Дейлов Карнеги; это опасная публика, они разрушают
все, что истинно и подлинно. Они показывают вам, как завоевывать
друзей, они обучают вас трюкам, техникам, они делают вас умелым,
они дают вам 'ноу-хау'(knowhow -- знаю-как).
Но в любви нет 'ноу-хау', и не может быть. Любовь не нуждается в
тренировке, а дружба -- это не нечто, чему нужно обучаться.
Выученная дружба не будет дружбой, она будет самой обычной
эксплуатацией -- вы эксплуатируете другого и надуваете его. Вы
не правдивы, не естественны, это деловые взаимоотношения,
бизнес.
Но в Америке все стало бизнесом, и то, и другое -- и дружба, и
любовь. Книги Дейла Карнеги разошлись миллионными тиражами,
сотнями редакций, они вторые по популярности после Библии.
Теперь никто уж не знает, как это -- быть другом, этому нужно
научиться. Рано или поздно, появятся колледжи любви, курсы
практических уроков, высылаемые даже по почте, занятия, на
которых вы будете учиться и практиковаться. И опасность в том,
что если вы преуспеете в этом, то вы будете потеряны навсегда,
потому что настоящего, истинного с вами уже никогда не
произойдет, двери теперь окончательно закрыты. Став однажды
умелым в каком-то определенном деле, ум сопротивляется. 'Есть же
проторенный путь, ведущий прямо к цели, -- твердит он, -- и ты
отлично его знаешь, так зачем тебе другой?'
Ум всегда за линию наименьшего сопротивления. Вот почему умные
люди никогда не способны любить. Они столь умны, что немедленно
начинают манипулировать. Они не скажут, что у них на сердце, они
скажут то, что будет привлекательнее. Они взглянут на другого и
поймут, чего он хочет, чтобы сказать это. Они не раскроют своего
сердца, но будут подстраивать ситуацию так, чтобы обмануть
другого.
Мужья обманывают жен, жены обманывают мужей, друзья обманывают
друзей... Весь мир стал самой настоящей толпой врагов. И
существует лишь два типа врагов: те, кто умеет, может
обманывать, и те, кто обманывать не может. В этом единственное
отличие между ними. И после этого вы надеетесь, что в вашей
жизни может зародиться экстаз?!
Экстаз не рождается в результате обучения. Подлинное не может
придти через вышколенность, подлинное приходит через осознание,
пробуждение -- если вы осознанны, если вы живете, сознательно
идя по пути. Увидьте разницу: жить сознательно -- значит жить
открыто, не скрывая, не подыгрывая. Быть чутким, бдительным --
значит быть уязвимым, и принимать все, что бы ни происходило. Вы
принимаете это, и вы никогда не идете на компромисс, вы никогда
ни на что не покупаетесь, отбрасывая свою осознанность. Даже
если это приводит к тому, что вы остаетесь абсолютно один, вы
примите одиночество, но вы будете сознательно чутки, будете
осознанны, пробуждены. Только с этой бдительности, чуткости
начинается настоящая религия, настоящая религиозность.
Я расскажу вам одну историю. Давным-давно случилось править
королю, который был еще и астрологом. Он очень основательно
интересовался изучением звезд. Однажды он установил, что
употреблять в пищу урожай наступившего года будет опасно, и его
обуяла паника. Всякий, кто съест что-либо из этого урожая,
немедленно сойдет с ума. Король очень растерялся. Он вызвал
премьер-министра, своего советника и консультанта, и рассказал
ему, что непременно