а если вы не
цветущи, не молоды, если вы измотаны, если вы вообще не живы, то
и смерть ваша тоже будет очень вялой тоскливой историей.
Тот, кто живет напряженно, интенсивно, ярко, ярко и умирает, а
когда смерть ярка, сильна, то она красива, она прекрасна сама по
себе. Живущий полной жизнью, и умирает полной смертью, а где бы
ни проявлялась эта полнота, эта глубина, там рождается красота.
Смерть безобразна, но не из-за смерти, а из-за того, что вы
никогда не жили нормально. Если вы никогда не были живы, так вы
не заработали и красивой смерти. Ее надо заработать. Нужно жить
так широко, тотально, так целостно, чтобы можно было умереть
тотально, сразу, а не по частям. Вы живете местами, частично, по
кускам, поэтому вы и умираете по кускам. Одна часть умирает,
затем другая, потом еще одна, -- а в итоге вы тратите много лет
на то, чтобы умереть. И тогда все это, вся эта ваша смерть,
становится безобразно. Смерть могла бы быть прекрасна, если бы
люди были живы. Эта ваша внутренняя обезьяна не дает вам быть
живыми, и эта внутренняя обезьяна точно также не позволит вам
красиво умереть. Эту постоянную болтовню необходимо прекратить!
Но что же это за болтовня, в чем тут дело? А дело в этих самых
'трех утром', постоянно продолжающихся в уме. Чем вы занимаетесь
в своем уме? Вы постоянно рассчитываете: сделать то, не делать
этого, построить такой дом, продать тот дом; сменить этот бизнес
на другой, потому что там прибыль будет больше; поменять эту
жену, этого мужа. Чем вы занимаетесь? Просто перебираете
варианты.
Чжуан Цзы говорит о том, что, если в конечном счете, после
всего, вы взглянете на результат, то обнаружите, что он всегда
будет одним и тем же. _Семь_. Дали тебе три банана утром и
четыре вечером, или наоборот -- четыре банана и три вечером -- в
сумме их семь. Это один из самых тайных и точных законов:
результат всегда тот же самый.
Вы можете быть не в состоянии это уразуметь, но когда нищий или
император умирают, их итог одинаков. Нищий жил на улицах,
император жил во дворцах, но итог тот же самый. Богач и бедняк,
преуспевающий и неудачник, -- итог один и тот же. Если вы
взглянете на итог, подводимый жизнью, то вы поймете, что имел в
виду Чжуан Цзы под этими 'тремя утром'.
Что же происходит? Жизнь не беспристрастна, жизнь не
пристрастна, жизнь абсолютно безразлична к вашему выбору
вариантов -- ее не волнуют те расчеты, что делаете вы. Жизнь --
это дар. Вы можете сколько угодно переставлять местами
слагаемые, итог от этого не изменится.
Богатый питается лучше, но утрачивает голод; он не может
испытать настоящее чувство голода. Соотношение всегда одинаково.
У него прекрасная постель, но с этой постелью приходит и
бессонница. Он создал прекрасные условия для сна. Он должен бы
впасть в сушупти(sushupti) -- в то, что индусы
называют бессознательным самадхи -- но этого не происходит. Он
не может уснуть. Он всего лишь изменил вариант расстановки
слагаемых.
Нищий спит прямо под открытым небом, на улице. Все идущие по
дороге проходят мимо него, спотыкаются об него, а нищий спит. У
него нет постели. То место, на котором он спит, неровное,
жесткое и неудобное, но он спит. Нищий не в состоянии раздобыть
приличной еды, это невозможно, поскольку ему приходиться просить
подаяния. Но у него отличный аппетит. Сумма не изменилась,
конечный итог тот же самый. Результат: семь.
Преуспевающий человек не только преуспевает, с успехом к нему
приходят все виды неприятностей. Неудача -- это как раз не
неудача, с ней приходит множество благословений. Итог всегда
одинаков, но для осознания этого итога необходимо проникнуть в
суть и осмотреться, нужна ясная перспектива. Нужны глаза,
способные взглянуть на результат, потому что ум может смотреть
только на фрагменты, на слагаемые. Если ум смотрит с утра, то он
не в силах разглядеть, что будет вечером; если он смотрит
вечером, то утро уже забыто. Ум не может окинуть взором весь
день в целом, ум фрагментарен.
Только медитативное сознание может охватить все, целиком, от
рождения до смерти -- и тогда результат всегда -- семь. Вот
почему мудрец никогда не пытается переставить слагаемые. Вот
почему на Востоке никогда не случалось революции -- поскольку
революция означает всего лишь перестановку слагаемых, выбор
другого варианта.
Взгляните на то, что случилось в Советской России. В 1917 году
на земле произошла величайшая революция. Расклад изменился. Я не
думаю, чтобы Ленин, Сталин или Троцкий когда-то слышали историю
о 'трех