ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

что лодка есть, но она пуста,

в ней никого. Если вы просто взглянете на поверхность, то вам

покажется, что кто-то есть, потому что есть лодка. Но если вы

приглядитесь повнимательнее, если вы действительно приблизитесь

ко мне, забудете о теле, о лодке, то вы приблизитесь к встрече с

небытием.

Чжуан Цзы -- редкое цветение, потому что стать никем -- это

самая сложная, почти невозможная, самая удивительная вещь в

мире.

Обыкновенный ум страстно желает стать чем-то выдающимся, это

желание -- часть его обыкновенности; заурядный ум вожделеет быть

кем-то особенным, это признак его обыкновенности. Вы можете

стать Александром Македонским, но вы по-прежнему останетесь

самым заурядным -- кто ж тогда необыкновенен?

Необыкновенное начинается только тогда,

когда вы больше не желаете необыкновенного. Тогда путешествие

начинается; тогда новое семя пускает ростки.

Это и имеет в виду Чжуан Цзы, когда говорит: 'Совершенный

человек подобен пустой лодке'. Слова эти многогранны. Во-первых,

пустая лодка ни к чему не стремится, не имеет цели, ибо некому

направлять ее, некому управлять ею, некому вести ее куда-нибудь.

Пустая лодка просто есть, она никуда не направляется. Даже если

она движется, это не движение куда-то.

Когда отсутствует ум, жизнь остается движением, но оно не

целенаправлено. Вы будете двигаться, вы будете меняться, вы

будете подобным реке потоком, но никуда не устремленным, без

видимой цели. Совершенный человек живет без всяких намерений;

совершенный человек движется, но без какого-либо мотива. Если вы

спрашиваете совершенного человека: 'Что ты делаешь?' -- он

пожмет плечами: 'Не знаю, просто то, что происходит'. Если вы

спросите меня почему я беседую с вами, я отвечу: 'Спросите

цветок, почему он цветет'. Это происходит, это не управляемо.

Некому влиять на это, эта лодка пуста. Если же присутствует

намерение, вы всегда будете несчастны. Почему?

Как-то раз спросили скупца, великого скупца: 'Как ты сумел

накопить такое огромное состояние?'

'Благодаря моему девизу, -- объяснил тот. -- Все, что нужно

делать завтра, сделай сегодня, а сегодняшнее удовольствие отложи

на завтра. Таков мой девиз'. Он преуспел в накоплении богатства

-- и люди точно таким же образом преуспевают в накоплении всякой

чепухи!

Тот скупец тоже был несчастным. С одной стороны, он преуспел в

накоплении богатства, но с другой стороны он преуспел в

накоплении несчастья. А девиз один и тот же -- как для

накопления денег, так и для накопления несчастья: все, что нужно

сделать завтра, делай сегодня, прямо сейчас, не откладывай

этого. А всем тем, что может принести наслаждение прямо сейчас,

никогда не наслаждайся сейчас, отложи до завтра.

Это отличный способ угодить в ад. Этот способ всегда приводит к

успеху, он беспроигрышен. Попробуйте, и вы добьетесь успеха --

или, может, вы уже добились его. Вы, возможно, уже применяете

его, сами того не сознавая. Отложите все, чем могли бы

наслаждаться, оставьте до завтра.

По этой причине был распят Иисус, по этой и ни по какой другой.

Не то, чтобы евреи были были против Иисуса -- Иисус был

совершенным человеком, прекрасным человеком, с чего бы это

евреям распинать его? Более того, напротив, они ждали этого

человека. Веками они надеялись и ждали: когда же придет Мессия?

И после всего этого этот Иисус провозглашает: 'Я тот мессия,

которого вы ждете, Я пришел. Взгляните на Меня'.

Они забеспокоились -- потому что ум может ждать, он всегда

наслаждается ожиданием, но ум не в силах предстать лицом к лицу

с фактом, ум не может столкнуться с настоящим. Это можно было

всегда отложить, это было так легко откладывать: 'Мессия идет,

скоро он подойдет ближе...' Веками евреи думали и откладывали, и

вдруг этот человек разрушил все надежды, потому что он заявил:

'Я здесь'. Ум забеспокоился. Им пришлось убить этого человека,

иначе они не смогли бы жить надеждой на завтра.

И не только Иисус, много других провозглашали с тех пор: 'Я

здесь, Я -- Мессия!' И евреи всегда отвергали Его, потому что

если бы они его признали, то как бы они тогда смогли надеяться и

как откладывать? Они жили этой надеждой с таким пылом, с такой

глубокой верой, в какие с трудом можно поверить. Были такие

евреи, которые, ложась вечером спать, надеялись, что эта ночь

будет последней, что утром прибудет Мессия...

Я слышал об одном рабби, который говорил жене: 'Если Он появится

ночью, не жди ни секунды, буди меня немедленно'. Мессия все

ближе и ближе, он может явиться в любой момент.