ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

с

собой'.

Но вы не ведаете, что творите. Невозможно прожить цветом глаз

вечно. В течении двух дней вы привыкнете к этим глазам, и вы их

забудете. Тогда перед вами целая жизнь, во всей ее полноте. И

тогда начинается кошмар. Еще до того, как заканчивается медовый

месяц, наступает кошмар, страдание; человек в его полноте не

принимался в расчет -- ум не может видеть того, что в итоге. Он

смотрит только на поверхность, на фигуру, лицо, волосы, цвет

глаз, на походку женщины, на то, как она говорит, звук ее

голоса. Это части, но где же весь человек?

Ум ваш не может видеть результата. Ум смотрит на фрагменты,

оперирует фрагментами, и он клюет на эти фрагменты. Как только

он на крючке, то появляется итог -- итог недалек. Глаза

существуют не сами по себе, они -- часть всего человека. Если вы

попались на глаза, то дело-то иметь вам приходится со всем

человеком целиком, а не только с его глазами. И когда возникает,

проявляется это самое 'целиком', рождается кошмар.

Так кто же в этом виноват? Вам стоило бы принять в расчет всего

человека полностью. Но утром ум интересуется только утром и

совершенно забывает про вечер. Хорошенько запомните -- после

каждого утра наступает вечер. Утро всегда переходит в вечер, и

ничего с этим не поделаешь, вы не можете его задержать.

Чжуан Цзы говорит:

Оба эти варианта были одинаковы --

количество бананов не изменилось,

но в одном случае обезьяны были недовольны,

а в другом они были счастливы.

Обезьяны -- это ваши умы; они не могут охватить целое. Из-за

этого наступает кошмар. Вы всегда попадаете впросак, вы все

упускаете из-за фрагмента. Если вы способны сначала взглянуть на

целое, а затем действовать, то ваша жизнь никогда не станет

адом. И тогда вы не будете беспокоиться о поверхностном, о

внешних вариантах, о расстановке слагаемых, об утре и вечере,

потому что тогда вы умеете считать -- а бананов в сумме всегда

семь. Получили вы утром четыре или три банана, не имеет значения

-- в день их всего семь.

Мне рассказывали, как маленький мальчик пришел домой из школы

очень озадаченным. 'Что у тебя за проблемы?' -- спросила его

мать.

'Я запутался, -- объяснил ребенок. -- Похоже, наша учительница

сошла с ума. Вчера она сказала, что четыре плюс один будет пять,

а сегодня она нам сказала, что три плюс два получается пять.

Она, должно быть, сошла с ума, потому что когда четыре плюс один

-- это уже пять, то как могут быть пятью три плюс два?'

Ребенок не может понять, как пять может получаться разными

способами -- не существует единственного набора слагаемых,

дающих в сумме пять. Могут быть миллионы наборов слагаемых,

результатом сложения которых будет пять.

Как бы вы ни устраивали свою жизнь, чем бы они ни занимались,

религиозный человек всегда смотрит на итог, а мирской человек

всегда будет ориентироваться на фрагмент. В этом и заключается

различие. Все то, что поблизости, будет приковывать внимание

мирского человека, но он не будет видеть скрытого вдали. А

отдаленное на самом деле не столь уж и далеко, оно вот-вот

станет близким. Оно скоро произойдет. Вечер наступает быстро.

Способны ли вы разглядеть перспективу всей вашей жизни? Говорят,

и я думаю, это правда, что когда человек тонет, то внезапно вся

его жизнь, целиком, подводя итог, проходит перед его взором. Вы

умираете, тонете в реке, времени у вас не осталось, и внезапно в

поле зрения вашего ума развертывается целая жизнь от начала и до

конца. Как будто весь фильм проходит на экране ума. Но какой

прок от этого, если вы умираете?

Религиозный человек оглядывается на результат каждое мгновение.

Там вся жизнь, и он действует, исходя из этой перспективы

целого. Он никогда не будет сожалеть, как всегда делаете вы. Это

неизбежно: как бы вы ни поступили, вы будете об этом сожалеть.

Однажды король решил посетить сумасшедший дом. Директор этого

сумасшедшего дома сопровождал его, они заходили в каждую палату.

Король весьма интересовался таким явлением, как сумасшествие, он

изучал его. Каждому следовало бы интересоваться, потому что это

проблема каждого. И вам не нужно отправляться в сумасшедший дом:

пойдите куда угодно и изучайте лица людей -- вы будете

заниматься изучением в сумасшедшем доме!

Один сумасшедший плакал и вопил и бился головой о решетку. Его

мучения была столь глубоки, столь искренни, его страдание было

таким проникновенным, что король попросил рассказать о том, как

этот человек сошел с ума. 'Этот человек любил одну женщину, --

ответил