они видят целое и решают.
Истинно мудрый человек,
рассматривая обе стороны проблемы
без пристрастия,
видит обе их в свете Дао.
Это называется следовать в двух направлениях одновременно.
Взглянуть на то, что в итоге, -- значит следовать в двух
направлениях сразу. Тогда это вопрос не четырех бананов утром и
трех вечером. Это вопрос семи во всей жизни.
Расклад нематериален. Варианты можно менять в соответствии с
объективными условиями, но все равно получится семь, сумма в
обоих вариантах совпадет. Мудрый человек видит все сразу, в
целом. Секс доставляет вам удовольствие, но он видит также и ту
боль, которую секс приносит. Богатство дарует вам наслаждение,
но он видит ночные кошмары, что сопутствуют богатству. Успех
делает вас счастливым, но он знает о той бездне, что следует за
пиком, за кульминацией, о той неудаче, которая обернется
страшной, невыносимой болью.
Мудрый человек смотрит в целом. А когда вы видите все целиком,
то у вас нет выбора, вам не из чего выбирать. Тогда вы имеете
два пути одновременно, следуете одновременно этим двум
направлениям. Утро и вечер теперь вместе -- четыре плюс три
теперь вместе, сложены, стали суммой. Ничто теперь не разделено,
не разбито на фрагменты, все стало целым. Следовать этому целому
и есть -- Дао. Следовать этому целому это и есть -- быть
религиозным. Следовать этому целому и есть -- Йога.
Хватит на сегодня.
6
ПОТРЕБНОСТЬ ПОБЕЖДАТЬ
Когда стрелок пускает стрелу для забавы,
все его мастерство при нем.
Если он стреляет на медную пряжку,
он нервничает.
Если ж он стреляет на золотой приз,
то он слепнет
а мишень двоится в его глазах --
он уже безумен.
Мастерство его осталось прежним,
но приз раздваивает, разделяет его.
Он озабочен призом.
Он думает больше о победе,
чем о выстреле --
и потребность побеждать
истощает его силы.
ПОТРЕБНОСТЬ ПОБЕЖДАТЬ
Если ваш ум заполнен мечтами, то вы не можете правильно видеть.
Если ваше сердце заполнено желаниями, то вы не можете правильно
чувствовать. Желания, мечты и надежды -- будущее мешает вам и
разделяет вас. Но все, что существует, существует в настоящем.
Желание уводит вас в будущее, а жизнь -- она 'здесь и сейчас'
(here-and-now). Действительность -- это 'здесь и сейчас', а
желание переносит вас в будущее. Тогда вас здесь нет. Вы
смотрите, но вы не видите; вы слышите, но все равно вы
пропускаете, прослушиваете; вы чувствуете, но ощущение размыто,
неясно, оно не может стать глубоким, оно не может проникнуть в
вас. Так вы упускаете истину.
Люди продолжают спрашивать: 'Где находится божественное, где
истина?' Это не вопрос -- как найти божественное или истину.
Истина всегда здесь, она не где-то там, нигде больше она не
может быть. Она там, где вы, да вот только вас там нет, ваш ум
бродит где-то вдалеке. Ваши глаза застланы снами, ваше сердце
полно желаний. Вы устремлены в будущее, но что такое будущее,
как не иллюзия? Или вы перенеслись в прошлое, вы живете в нем,
-- а прошлое уже мертво. Прошлого больше нет, а будущему еще
только предстоит быть. Между этими двумя существует настоящее,
настоящий момент. Этот момент очень короток, он атомичен, вы не
можете его разделить, он неделим. Этот момент проходит в
мгновение ока. Если появляется желание, то вы его упустили; если
вы погружаетесь в мечты, то вы его упускаете.
Вся религия состоит не из того, что куда-то ведет, направляет
вас, но из того, что переносит вас в 'здесь и сейчас',
переносит, возвращает вас к целому, назад, туда, где вы на самом
деле всегда пребывали и пребываете. Но голова ваша, мысли ваши
уносятся прочь, очень-очень далеко. И эту голову нужно вернуть
обратно. Поэтому незачем стремиться 'где-то увидеть Бога' --
из-за того, что вы где-то его разыскиваете, вы его и теряете. Он
был и есть здесь все это время, ожидая вас.
Как-то раз Мулла Насреддин пришел домой, плохо держась на ногах,
совершенно пьяный, и долго и громко стучал в свою собственную
дверь. Было уже далеко за полночь. Жена отозвалась, и он спросил
ее: 'Не могли бы вы, мадам, подсказать мне, где живет Мулла
Насреддин?'
Жена воскликнула: 'Идиот! Ты -- Мулла Насреддин'.
'Верно, это я знаю, --возразил он, -- но это не решает моей
проблемы. А где же он живет?'
Такова ситуация. Опьяненные желаниями, пошатываясь, вы стучите в
свою собственную дверь и спрашиваете, где находится ваш дом. В
действительности вы спрашиваете, кто же вы есть. Это и есть