наблюдателя. Надо подчеркнуть, что рассматриваемый компонент
нельзя отождествлять с самим объектным миром - наблюдатель и объект не
совпадают. Это даже не образ последнего, а универсальный механизм,
обеспечивающий привязку конкретного состояния наблюдателя к конкретной
совокупности объектов. Только при наличии этого компонента наблюдатель может
быть выделен в самостоятельное нечто - ведь и после выделения связь с
конкретными объектами должна быть сохранена, иначе его индивидуальность
будет потеряна. Действительно, если изменения наблюдателя являются реакцией
на факт существования конкретного объекта, сразу же возникает вопрос: из
чего следует, что данное изменение обусловлено существованием объекта А, а
не Б, С или любого другого? Все эти варианты равноправны, а следовательно,
все должны реализовываться! Т. е. принципиально возможны практически
тождественные наблюдатели, отличающиеся лишь причинами, вызывающими
одинаковые их изменения. А раз так, их определенность будет не полной, если
не будет указано, существование каких именно объектов они подтверждают
данной своей вариацией. Это указание как раз и обеспечивает рассматриваемый
компонент определения. Каждому состоянию наблюдателя он ставит в
соответствие определенным образом сконфигурированный объектный мир, т.е.
привязывает наблюдателя ко вполне определенным воздействиям. Только после
такой привязки 2-й компонент определения действительно может включиться в
работу. Как эту привязку осуществить? Подходы, которые могут быть для этого
использованы, фактически повторяют уже рассмотренные нами при анализе
второго компонента. Первый из них не работает по тем же причинам: объектный
мир во всех его деталях становится неотъемлемой частью наблюдателя и поэтому
уже не может являться чем-то сторонним по отношению к нему - тем нечто, чье
существование надо подтвердить. Второй вариант привязки, как и ранее, решает
проблему. В определение надо включить не описание отдельных состояний
объектного мира, а принципы, позволяющие 'вычислить' текущее его состояние
по текущему состоянию наблюдателя. В результате, любое состояние объекта
будет однозначно определяться текущим состоянием вариабельной части, а также
рассматриваемым 3-м компонентом определения - компонентом, выступающим в
роли 'переводчика' или, лучше сказать, интерпретатора собственного состояния
наблюдателя в 'терминах' объектного мира. Как и в случае со вторым
компонентом, такой подход обеспечивает одновременно и компактность
определения, и возможность формирования практически бесконечной мировой
цепи. Надо подчеркнуть, что описанные компоненты обеспечивают определенность
наблюдателя не только в указанных выше смыслах, но и позволяют отличить его
от таких же, но 'проживающих' в мирах, разворачивающихся из других начальных
условий. Эта ситуация очень напоминает процесс численного интегрирования
дифференциального уравнения - при одних и тех же уравнениях конкретная
реализация процесса определяется начальными условиями задачи. Для
окончательной определенности наблюдателя, т.е. однозначного выделения его из
множества себе подобных, необходимо задать еще одну его характеристику,
составляющую суть следующего компонента определения. 4) Собственная частота
наблюдателя или его внутренние часы, задающие ритм смены состояний его мира,
т.е. определяющие скорость просмотра 'фильма', сформированного под
управлением остальных компонентов определения. Этот структурный элемент -
динамический, как и предыдущие 'вдыхает жизнь' в наблюдателя, выводя его из
неподвижности и последовательно прогоняя по ячейкам неизменной матрицы
состояний. Его можно интерпретировать как некий двигатель или, лучше
сказать, тактовый генератор, перемещающий индекс 'существует в данный
момент' вдоль цепочки последовательных состояний мира (формируемой синхронно
с этим перемещением). Именно этот компонент задает временную шкалу, в рамках
которой о данном мире можно говорить как о процессе. 1.9.2. ВАРИАБЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ Формально вариабельная часть представляет собой множество
второстепенных, необязательных проявлений, связываемых с данным наблюдателем
- в одних его состояниях эти проявления присутствуют, в других нет. При этом
независимо от их наличия или отсутствия своей индивидуальности наблюдатель
не теряет.