а бывшего наблюдателя - новым объектным миром. Простой
формальный прием снимает назревшую логическую неувязку и превращает
рассматриваемый мир в автономный, т.е. поддерживающий свое существование без
помощи извне. (Добавим к сказанному, что если бы вопрос об автономии был
поставлен сразу, мы бы тут же убедились, что гарантом существования Н может
быть только О - ничего другого в этом мире попросту нет.) Таким образом,
объект в полномочиях не уступает наблюдателю. Но тогда проявления, стоящие
за Н и О совершенно равноценны: каждое из них выступает в двух ипостасях - и
как наблюдатель, и как объект для своего оппонента. Наши рассуждения,
проведенные в отношении одного, оказываются справедливыми и в отношении
другого!
Далее отметим, что гарантировать существование объекта во всех его
деталях может только наблюдатель, обладающий не меньшей сложностью, чем сам
объект. Это утверждение достаточно очевидно само по себе, тем не менее,
подкрепим его такой аналогией.
Пусть в качестве наблюдателя выступает числовая переменная. Если ее
состояние характеризуется только ее значением, и это значение увеличилось,
скажем, на два, то для самой переменной оказываются принципиально
неразличимыми детальные причины такого изменения - то ли к ней прибавили (на
нее 'подействовало') одно число, равное двум, то ли два по единице, то ли
несколько дробей. Вариантов бесчисленно много. И каждому из них
соответствует одно и то же ее изменение! Получается, что в собственном мире
этой переменной ни одна из уточненных версий воздействия не может перейти из
разряда возможных в разряд осуществившихся. Для указанной переменной
существует только обобщенный факт, исчерпывающий ее 'представление' о мире.
И лишь в том случае, когда оказываемое на нее воздействие (существующий для
нее объектный мир) будет характеризоваться не только изменением ее значения,
но и какой-то дополнительной информацией (например, соотношением между
воздействующими величинами), можно будет с определенностью указать на более
детальную картину происшедшего.
Разумеется, в этом случае мы уже не сможем отождествлять нашего
наблюдателя с простой переменной. Как минимум, ему надо будет сопоставить
вектор, 'состояние' которого может быть задано независимыми величинами yi (i
= 1,2,...,n), связанными с независимыми характеристиками объекта xj (j =
1,2,...,m) соотношениями yi = fi (x1, x2, ..., xm).
Найти из этих уравнений неизвестные xj, а следовательно, сопоставить
конкретному состоянию наблюдателя (набору конкретных значений yi) вполне
определенное состояние объекта, будет возможно лишь в том случае, если
количество неизвестных m не превысит количества уравнений n. Вид этих
уравнений определяется навигатором наблюдателя и составляет важную,
индивидуализирующую его, характеристику. (Кстати, интерпретатору, с помощью
которого и отыскиваются xj , в рассматриваемом случае соответствуют
уравнения вида: xj = f 'j (y1 , y2 ,..., yn)). Но независимо от особенностей
навигатора и интерпретатора неизменными остаются два момента. Во-первых,
объем информации, характеризующей наблюдателя, ограничивает информационную
'емкость' или, другими словами, сложность объекта (сколькими величинами
описывается наблюдатель, столько же параметров объекта он способен
'осознать'). Во-вторых, состояние объекта выражается через величины yi ,
т.е. через характеристики самого наблюдателя. Если мы попытаемся увеличить
количество независимых характеристик объекта или описать его состояние не в
'относительных', а каких-либо 'абсолютных' единицах, то вынуждены будем
воспользоваться информацией, выходящей за пределы рассматриваемого
автономного мира. При этом все дополнительные нюансы будут существовать лишь
для нас, но не для изучаемого наблюдателя - его реальный мир идеально
описывается более простой системой уравнений.
Таким образом, мы еще раз можем констатировать: каждый объект существует
ровно настолько, насколько его существование подтверждается наблюдателем.
Если для исчерпывающего описания объекта необходимо какое-то количество
информации, не меньше информации потребуется для характеристики реакции,
т.е. изменения состояния наблюдателя, подтверждающего бытие этого объекта.
Это значит, что два нечто, поддерживающие существование друг друга,