мира как
последовательности вполне определенных состояний сущего.
Каким образом указанная привязка может быть осуществлена? Мы, по большому
счету, знаем лишь два способа - табличный, при котором попарно задаются
координаты всех точек, составляющих кривую (графический способ отличается от
этого лишь формой отображения информации о координатах), и аналитический,
когда устанавливается правило или закон, связывающий все точки кривой в
единое целое.
При табличном способе любое состояние мира должно содержать
непосредственное, исчерпывающе полное описание всех других его состояний. Но
тогда все они существуют одновременно! И по определению должны
интерпретироваться не как разные, а как единое состояние, которому на нашей
плоскости должна соответствовать не линия, а точка. Т.е. мы вступаем в
противоречие с определением понятия мира как последовательности разных
состояний сущего. (Мир, представляя собой набор взаимоисключающих
проявлений, не может быть одномоментно описан как непротиворечивое целое в
используемой системе координат).
При аналитической же взаимосвязи между состояниями каждое из них содержит
лишь правило, позволяющее восстановить другие состояния мира, но сами эти
состояния тождественно не повторяющее. В результате, описанного противоречия
не возникает. Именно поэтому 'законы природы' (как раз так мы и называем
упомянутые правила) необходимы - без них существование автономного мира во
времени просто невозможно! (По сути, сказанное является еще одной
интерпретацией второго способа привязки меняющегося нечто к конкретной
мировой цепи - см. раздел 1.7).
Получается, что, говоря о конкретности мира М, мы, фактически, говорим об
определенности аналитической зависимости м = F (T )! В чем заключается эта
определенность, означает ли она, что указанная зависимость является чем-то
жестким и неизменным?
Чтобы разобраться в этом, рассмотрим такой пример. Пусть имеется набор из
n упорядоченных состояний сущего мi , (i = 1,..,n). Для того чтобы связать
их в единую цепочку, надо подобрать функцию F такую, чтобы выполнялись
уравнения мi = F (Ti ), i = 1,..,n. Т.е. надо решить проблему аппроксимации
таблично заданной функции некоторой аналитической зависимостью. Для этого
достаточно решить указанную систему n уравнений, предварительно задавшись
видом функции F (например, представив ее в форме полинома). Решение этой
задачи для произвольных мi может быть гарантировано найдено только в том
случае, если число варьируемых параметров функции F (количество
коэффициентов полинома) оказывается не меньшим n, причем параметры эти по
'сложности' не должны уступать мi. Но это означает, что объем информации,
задействованной в этой функции, оказывается не меньшим, чем суммарный объем
информации обо всех состояниях мира! Поскольку 'носителем кода' функции F
являются сами состояния мi (других мест хранения этого кода не существует по
определению), приходим к парадоксальному результату: каждое состояние мi
повторяет все состояния этого мира вместе взятые. Это возможно только в том
случае, если все мi тождественно равны! Но тогда они не могут
рассматриваться как разные состояния. По сути, повторилась та же ситуация,
что и при попытке табличной идентификации.
Мы пришли к выводу, который интуитивно и так был понятен: далеко не
всякая комбинация состояний сущего может быть связана в мировую цепочку с
помощью фиксированной функции F (уже хотя бы по той причине, что в каждом из
них должен располагаться один и тот же механизм, реализующий эту функцию).
Но тогда, утверждая, что F должна быть неизменной, мы отказываем в праве на
существование огромному количеству принципиально мыслимых мировых
последовательностей, что не очень-то согласуется с тезисом 'возможно все,
пока не доказано иначе'. Насколько обосновано такое ограничение
действительно ли о конкретности мира можно говорить лишь в том случае, если
функция F остается неизменной для всех его состояний? Переводя сказанное на
обычный язык: должны ли законы Природы сохраняться или они могут меняться с
течением времени?
На первый взгляд ответ очевиден - конечно же, должны сохраняться, ведь
именно их неизменность и является гарантом взаимосвязанности и
определенности данной мировой цепочки. Такая точка зрения, основанная,
правда,