А для его хранения и наращивания
наблюдателю (а следовательно, и его окружению) приходится становиться все
более и более сложным.
Мы приходим к весьма любопытному выводу. Оказывается, необходимость в
лавинообразном усложнении мира возникает тогда, когда субъект, отказавшись
от веры в трансцендентное организующее воздействие, пытается проследить
собственную мировую цепочку как можно дальше. Впрочем, может быть следовало
сказать наоборот - доискиваться до первопричин он начинает именно потому,
что становится все более и более сложным? Так или иначе, оба этих процесса -
усложнение мира и возрастание любопытства - взаимосвязаны. И оба они
приводят к разрастанию вышеназванной 'стековой' структуры. Вместе с тем,
сколь бы грандиозной последняя ни была, она всегда останется конечной (как и
весь субъект), а следовательно, всегда сохранится что-то, лежащее за
пределами осмысленной вселенской 'первопричины'. Но это значит, что проблема
трансцендентного демиурга никогда не будет снята с повестки дня! Она может
замалчиваться или отвергаться, но окончательного разрешения не получит (по
крайней мере, в рамках логики детерминизма).
И еще одно заключение - особая роль того, что находится за пределами
конечного, вынуждает нас внимательнее отнестись к двум таким категориям:
3.4. КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ Как известно, понятие конечного отражает идею
ограниченности вещей и явлений и, в этой связи, оказывается тесно связанным
с понятиями определенности и существования. Мы говорим, что вещь
'определена', если ей сопоставлен ограниченный отрезок на некоторой
классификационной шкале. А для определенной вещи уже может быть поставлен
вопрос о 'существовании' - подчеркнем, вопрос этот уместен лишь по отношению
к определенной вещи и никакой другой (вспомним героев русских сказок,
безуспешно пытавшихся отыскать 'то, не знаю что'). Таким образом, корреляция
между понятиями конечного и существования налицо. Означает ли сказанное, что
бесконечное, лишенное определенности, а значит и существования (в нашем
понимании), менее фундаментально, чем конечное? Вовсе нет! Скорее, это
говорит о том, что наша логика, требующая четкости от любого высказывания,
сама оказывается ограниченной и незавершенной. Принцип исключенного
третьего, вынуждая нас выбирать между 'да' и 'нет' - двоицы, задающей идеал
определенности - предопределяет свою же неполноту: он выносит за рамки своей
юрисдикции ситуацию 'и да и нет'. Вместе с тем, с практической точки зрения
этот принцип оказывается удивительно плодотворным (разумеется, если
практические результаты оцениваются в терминах определенности - т.е. с
помощью его же самого). Поскольку нас в данный момент интересует не столько
'практика', сколько 'теория', попытаемся оценить фундаментальность
сопоставляемых категорий с теоретической точки зрения. А для этого нам
достаточно ответить на вопрос, какая из них проще. И вот тут оказывается,
что бесконечное, несмотря на свои грандиозные 'размеры', куда 'элементарнее'
конечного. Чтобы подтвердить эту мысль, сопоставим два объекта - прямую и
отрезок. При этом не будем опираться на строгие определения того и другого
(таковых просто нет в силу фундаментальности рассматриваемых объектов), а
разберем вопрос, что говориться, по существу. Прямую составляет множество
точек, подчиняющихся одному простому правилу - сейчас неважно какому. Все
эти точки 'безлики' - ни одна из них не выделяется из общей массы. Отрезок -
это множество точек, подчиняющихся тому же самому правилу и, кроме того,
дополнительному ограничению, формулировка которого требует введения
принципиально новых понятий, в частности, идей выделенности его граничных
точек и положения других точек по отношению к граничным. Но это означает,
что определение отрезка, а следовательно, и сам он, как определенная
сущность, оказывается сложнее определения прямой! Очевидно, подобные
рассуждения могут быть обобщены и на любые другие качественно подобные пары
'конечное' - 'бесконечное'. Таким образом, понятие бесконечного в целом
оказывается более простым и фундаментальным! Вывод, к которому мы пришли, в
общем-то, достаточно тривиален и, может быть, не стоило уделять ему особого
внимания, но, почему-то, он часто упускается из виду. Может быть, наиболее
ярким примером такого упущения являются знаменитые