Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

следствий.

Действительно, если в ранней версии мира (поз.1) состояние А предшествует

состоянию Б, то в мире более 'зрелом' (поз.2) они меняются местами!

(Напомним, что вертикальная координата на рисунке условно идентифицирует

мировое состояние по его 'содержанию', а горизонтальная - по положению в

мировой последовательности). Получается, что причинно-следственные связи по

мере взросления мира могут выворачиваться 'наизнанку'! Но это значит, что

нами обнаружен еще один - третий по счету процесс, обеспечивающий

становление мира! Надо сказать, что при отсутствии внешнего организующего

начала, сам факт проявления мира как связанной и упорядоченной

последовательности предполагает наличие именно трех фундаментальных

процессов (или аспектов одного синтетического движения). Во-первых, идет

наращивание дифференцированного множества состояний - за счет их случайного

'выбора' из ничем не обусловленного источника (формирование состояний из

'ничего'). Во-вторых, эти состояния увязываются в целое, благодаря чему

формируется цельный образ мира. И в-третьих, идет процесс упорядочивания

этого целого (изменения его внутренних взаимосвязей, т.е. 'перестановка'

состояний), приводящий к восприятию мира как четкой и закономерной -

идентифицируемой - последовательности. (Образно говоря, идет производство

компонентов, их сборка в систему и настройка последней). Интересно, что все

эти процессы мы так или иначе регистрируем: наша история становится все

длиннее, представления о ней - все цельнее, закономерности ее формирования -

все отчетливее. Заметим, что два из трех выявленных процесса имеют тенденцию

к затуханию - после окончательного торжества Закона и вытягивания мировой

кривой в прямую, предметный и причинно-следственный аспекты времени (точнее,

связанные с ними перемещения) вырождаются. В этой связи, бессмысленно

пытаться обнаружить их в рамках уже установившихся законов - их стоит искать

не в 'физических', а, например, в социальных явлениях. В свете

вышесказанного, эволюционный процесс можно охарактеризовать такой

графической схемой (рис.32). 'Предыстория' мира теряется в дымке

неопределенности и анонимности, из которой принципиально непознаваемым

образом возникает То, что выступит в качестве точки отсчета для

зарождающегося мира. Именно из этой точки и начинает 'вытягиваться' мировая

последовательность. Поначалу она предельно хаотична и запутанна, но

постепенно стабилизируется - равновероятность всевозможных направлений ее

разворачивания все больше нарушается организующим воздействием уже вошедших

в мировую цепочку состояний.

Рис.32 И вот, наступает момент, когда по некоторым аспектам случайный

выбор исключается полностью. В этом случае мы ссылаемся на действие 'Законов

Природы', которые наделяем атрибутом абсолютности. Экстраполируя эти законы

в прошлое, мы выстраиваем довольно логичную и последовательную цепочку,

объясняющую нам, как мы добрались до нынешнего состояния. При этом нельзя

утверждать, что сформированная таким образом история не соответствует

'действительности' - она так же реальна, как и любая, заканчивающаяся в

данном настоящем, и соответствует одному из возможных сценариев развития

мира. И вместе с тем, она принципиально отличается от альтернатив.

Отличается тем, что признает вмешательство постоянного организующего начала,

направляющего мир в неизменном направлении с момента его возникновения. Если

вы готовы признать такое начало, 'прямолинейный' мир - ваш. Если же идея

демиурга вам глубоко антипатична, вы имеете полное право отнести себя к

иной, куда более длинной и запутанной мировой кривой, берущей свое начало из

'ничего'. Но будьте последовательны в своем выборе - не пытайтесь после

этого оценить, к примеру, время существования Вселенной, экстраполируя

действующие сегодня закономерности 'до истоков' - для вашего мира такая

попытка смысла не имеет. 3.7. ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ А теперь давайте вспомним,

что законы, формирующие автономный мир, обратимы во времени (см. раздел

2.1.4). Это значит, что описанная нами цепочка состояний сущего должна

обладать способностью разворачиваться от 'конца' к 'началу'. (Разумеется,

обратный поток реализуется не в рассмотренном нами мире, а представляет

собой последовательность, самостоятельную