следствий.
Действительно, если в ранней версии мира (поз.1) состояние А предшествует
состоянию Б, то в мире более 'зрелом' (поз.2) они меняются местами!
(Напомним, что вертикальная координата на рисунке условно идентифицирует
мировое состояние по его 'содержанию', а горизонтальная - по положению в
мировой последовательности). Получается, что причинно-следственные связи по
мере взросления мира могут выворачиваться 'наизнанку'! Но это значит, что
нами обнаружен еще один - третий по счету процесс, обеспечивающий
становление мира! Надо сказать, что при отсутствии внешнего организующего
начала, сам факт проявления мира как связанной и упорядоченной
последовательности предполагает наличие именно трех фундаментальных
процессов (или аспектов одного синтетического движения). Во-первых, идет
наращивание дифференцированного множества состояний - за счет их случайного
'выбора' из ничем не обусловленного источника (формирование состояний из
'ничего'). Во-вторых, эти состояния увязываются в целое, благодаря чему
формируется цельный образ мира. И в-третьих, идет процесс упорядочивания
этого целого (изменения его внутренних взаимосвязей, т.е. 'перестановка'
состояний), приводящий к восприятию мира как четкой и закономерной -
идентифицируемой - последовательности. (Образно говоря, идет производство
компонентов, их сборка в систему и настройка последней). Интересно, что все
эти процессы мы так или иначе регистрируем: наша история становится все
длиннее, представления о ней - все цельнее, закономерности ее формирования -
все отчетливее. Заметим, что два из трех выявленных процесса имеют тенденцию
к затуханию - после окончательного торжества Закона и вытягивания мировой
кривой в прямую, предметный и причинно-следственный аспекты времени (точнее,
связанные с ними перемещения) вырождаются. В этой связи, бессмысленно
пытаться обнаружить их в рамках уже установившихся законов - их стоит искать
не в 'физических', а, например, в социальных явлениях. В свете
вышесказанного, эволюционный процесс можно охарактеризовать такой
графической схемой (рис.32). 'Предыстория' мира теряется в дымке
неопределенности и анонимности, из которой принципиально непознаваемым
образом возникает То, что выступит в качестве точки отсчета для
зарождающегося мира. Именно из этой точки и начинает 'вытягиваться' мировая
последовательность. Поначалу она предельно хаотична и запутанна, но
постепенно стабилизируется - равновероятность всевозможных направлений ее
разворачивания все больше нарушается организующим воздействием уже вошедших
в мировую цепочку состояний.
Рис.32 И вот, наступает момент, когда по некоторым аспектам случайный
выбор исключается полностью. В этом случае мы ссылаемся на действие 'Законов
Природы', которые наделяем атрибутом абсолютности. Экстраполируя эти законы
в прошлое, мы выстраиваем довольно логичную и последовательную цепочку,
объясняющую нам, как мы добрались до нынешнего состояния. При этом нельзя
утверждать, что сформированная таким образом история не соответствует
'действительности' - она так же реальна, как и любая, заканчивающаяся в
данном настоящем, и соответствует одному из возможных сценариев развития
мира. И вместе с тем, она принципиально отличается от альтернатив.
Отличается тем, что признает вмешательство постоянного организующего начала,
направляющего мир в неизменном направлении с момента его возникновения. Если
вы готовы признать такое начало, 'прямолинейный' мир - ваш. Если же идея
демиурга вам глубоко антипатична, вы имеете полное право отнести себя к
иной, куда более длинной и запутанной мировой кривой, берущей свое начало из
'ничего'. Но будьте последовательны в своем выборе - не пытайтесь после
этого оценить, к примеру, время существования Вселенной, экстраполируя
действующие сегодня закономерности 'до истоков' - для вашего мира такая
попытка смысла не имеет. 3.7. ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ А теперь давайте вспомним,
что законы, формирующие автономный мир, обратимы во времени (см. раздел
2.1.4). Это значит, что описанная нами цепочка состояний сущего должна
обладать способностью разворачиваться от 'конца' к 'началу'. (Разумеется,
обратный поток реализуется не в рассмотренном нами мире, а представляет
собой последовательность, самостоятельную