--- это универсальные элементы, которые можно
использовать для изменения любого зрительного образа, независимо
от содержания. У слуховой и кинестетической модальностей тоже
есть субмодальности; но мы пока поиграем со зрительными.
Яркость --- это лишь один из многих параметров, которые можно
варьировать. Прежде чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить
об исключениях из правил обычного воздействия яркости. Если вы
сделаете картину такой яркой, что она смоет детали и станет почти
белой, --- это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших
ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых
людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение
яркости снижает интенсивность их ощущений.
Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная
картина --- это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то
часть ее особого очарования связана с тусклостью; если вы
сделаете изображение ярче, ощущения могут ослабнуть. С другой
стороны, если вы вспомнили случай, когда вы боялись темноты, то
страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там
находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там
ничего нет, --- страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что
исключения есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже
появляется смысл. Какова бы ни была связь, вы можете использовать
эту информацию, чтобы изменить свои переживания.
Теперь давайте поиграем с другой субмодальной переменной.
Выберите другое приятное воспоминание и меняйте размер картины.
Сначала делайте ее все больше и больше, а потом все меньше и
меньше, отмечая, как меняются в ответ ваши ощущения.
Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу
реакцию, а меньшая ослабляет ее. Здесь тоже есть исключения,
особенно на верхнем конце шкалы. Когда картина становится очень
большой, она может вдруг показаться нелепой или нереальной. Тогда
ваша реакция может измениться качественно, а не по интенсивности
--- например, от удовольствия к смеху.
Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что
ее уменьшение ослабляет также и ваши ощущения. Если придание ей
по-настоящему огромных размеров превращает ее в нелепую и
смешную, то вы и это можете использовать, чтобы почувствовать
себя лучше. Попробуйте. Выясните, что вам подходит.
Неважно, какова связь, если вы выясните, как она работает в вашем
мозгу --- так что сможете научиться контролировать свой опыт.
Если подумать, в этом не должно быть абсолютно ничего
удивительного. Люди говорят о <<тусклом будущем>> и <<ярких
перспективах>>. <<Все в черном свете>>. <<У меня в голове все
смешалось>>. <<Это пустяк, но она раздувает все это до непомерных
размеров>>. Когда некто произносит что-то подобное, это не
метафоры; обычно это буквальное и точное описание того, что
испытывает внутри себя этот человек.
Если кто-то <<непомерно что-нибудь раздувает>>, вы можете
посоветовать ей сжать картинку. Если она видит <<тусклое
будущее>> --- пусть сделает его поярче. Это звучит просто, так
оно и есть.
Внутри вашего разума существуют все те вещи, с которыми вам
никогда не приходило в голову поиграть. Вы не хотите ввязываться
в отношения с собственной головой, так? Пусть вместо вас это
делают другие. Все, что происходит в вашей голове, воздействует
на вас, и потенциально все это вам подконтрольно. <<Кто будет
управлять вашим мозгом?>> --- вот в чем вопрос.
А теперь я хочу, чтобы вы продолжили эксперимент с варьированием
других зрительных элементов, чтобы выяснить, как можно
сознательно изменять их для воздействия на вашу реакцию. Я хочу,
чтобы у вас было личное, опытным путем полученное понимание того,
как вы можете контролировать свой опыт. Если вы действительно
приостановитесь и попробуете поизменять переменные из списка,
приведенного ниже, --- у вас будет прочная основа для понимания
остальной части книги. Если вы считаете, что у вас нет времени,
--- отложите эту книгу, пересядьте в конец автобуса и почитайте
вместо нее какие-нибудь комиксы или <<Нэйшнл Инкуайерер>>.
Что касается тех из вас, кто действительно хочет научиться
управлять своим собственным мозгом, --- возьмите любой опыт и
попробуйте изменить каждый из перечисленных ниже зрительных
элементов; проделайте то же самое, что вы делали с яркостью и
размером: попробуйте пойти в одном направлении, а потом в другом,
чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Чтобы на
самом деле выяснить, как работает ваш мозг, изменяйте только один
элемент