чем-то, что приводит вас в замешательство: что-то, в чем у вас
большой опыт, но он лишен для вас смысла.
Билл: О'кей. Я думаю о...
Минуточку. Вам запрещается сообщать мне содержание того, о чем вы
думаете. Содержание нужно лишь в том случае, если вы любопытны. Я
математик; я интересуюсь только формой. Кроме того, остальным
людям здесь слишком легко потеряться в содержании. Я хочу, чтобы
они научились процессу, который я демонстрирую.
Вы подумали о том, что приводит вас в замешательство. Теперь я
хочу, чтобы вы подумали о чем-то похожем и понятном вам. Говоря
<<похожее>>, я имею в виду, что если ваше замешательство
относится к чьему-либо поведению, то пусть ваше <<понимание>>
тоже относится к чьему-то поведению. Если ваше замешательство
имеет отношение к тому, как работает автомобильный мотор, то
пусть понимание будет чем-то механическим --- ну, например, как
работает ваш тостер.
Билл: Я подумал о том, что понимаю.
Теперь у вас есть два внутренних опыта; один из них мы называем
<<понимание>>, а другой --- <<замешательство>>. В обоих есть
картины?
Билл: Да.
Различия между ними --- вот что меня интересует. Чем они
отличаются? Например, одна может быть фильмом, а другая слайдом.
Или одна может быть черно-белой, а другая цветной. Я хочу, чтобы
вы обратились внутрь и исследовали эти два опыта, а потом сказали
мне, чем они отличаются.
Билл: Замешательство --- слайд, и он маленький. Понимание --- это
фильм, и большой.
Есть еще какие-то отличия? Если образ замешательства меньше, он,
вероятно, и дальше находится.
Билл: Да, он дальше.
В каком-либо из них есть звук?
Билл: Да, в понимании есть звук, описывающий, что я вижу.
Замешательство беззвучно.
Откуда вы знаете, что одно вызывает у вас замешательство, а
другое вы понимаете?
Билл: У меня разные ощущения, когда я смотрю на эти две картины.
О'кей. Как ваши чувства узнают, что нужно чувствовать именно это,
когда вы смотрите на эти картины.
Билл: Полагаю, потому, что я их так научил.
Я хочу, чтобы вы все кое-что заметили. Я задал вопрос типа
<<Как?>>, спрашивая о процессе, а он ответил на вопрос
<<Почему?>>. <<Потому что>> всегда отвечает на <<Почему>>. Все,
что вы получите из <<потому что>> --- пучок исторических теорий.
У меня есть только одна теория: что люди потому испытывают
столько проблем с управлением своими мозгами, что земная ось
наклонена. Так что на самом деле у вас чей-то чужой мозг, и он
дурной. Вот и все теоретизирование, каким я занимаюсь.
Попробуем еще. Билл, как вы узнаете, что нужно испытывать разные
чувства, когда смотрите на эти две разные картины?..
Билл: Не знаю.
Мне нравится этот ответ.
Билл: После того как я подумал об этом, я решил, что не знаю.
Бывает. Притворитесь, что знаете. Говорите. Худшее, что может
произойти, --- это, что вы можете ошибиться. Много лет назад я
осознал, что ошибался так много раз, что решил просто идти вперед
и ошибаться более интересными способами.
Билл: Когда я смотрю на картину понимания, то могу видеть, как
все работает. Это дает мне мягкое чувство расслабления. Когда я
смотрю на другую картину, я не моту увидеть, что произойдет
дальше; я чувствую небольшое напряжение.
Это определенно звучит как весьма отличные переживания. У
кого-либо есть какие-либо вопросы о том, что я делаю?
Мужчина: У вас это выглядит так просто. Как вы узнаете, какие
вопросы задавать?
Все, что я хочу знать, это: <<Чем отличаются эти два опыта?>>
Ответом являются конкретные различия в зрительном, слуховом и
кинестетическом опыте человека. Мои вопросы часто направлены на
то, чего человек не замечает, и всегда --- на то, чтобы помочь
ему сделать такие различения, которых он не делал раньше.
Например, когда я спросил Билла, было ли это слайдом или фильмом,
он ответил с легкостью. Но раньше он, вероятно, никогда даже не
замечал этой разницы, потому что его об этом никто никогда не
спрашивал.
Женщина: Существует ли какой-то определенный порядок вопросов,
которые вы задаете? Вы спросили, был ли это слайд или фильм, до
вопроса о цветном или черно-белом.
Есть определенный смысл в том, чтобы сначала спрашивать о вещах,
а потом о качествах; вы реже будете сбиваться с дороги. Если вы
спрашиваете: <<Сколь быстро оно движется?>>, а оно оказывается
слайдом --- это может привести в некоторое замешательство
человека, с которым вы это проделываете. Сначала ищите основное,
а потом спрашивайте о других более тонких различениях, которые
могут там оказаться.
То,