Когда она
заполнена процентов на девяносто, он знает, что понимает вполне
прилично. Однако в его матрице всегда есть пустые ячейки,
обозначающие, что его понимание всегда неполно. Это удерживает
его от слишком большой уверенности в чем бы то ни было.
Понимание одной из моих самых способных учениц представляет собой
диссоциированный фильм о ней самой, делающей то, что она
понимает. Когда она хочет действительно сделать это, то входит в
фильм, --- делание и понимание почти идентичны. Позади этого
фильма находится последовательность фильмов о ней, делающей это в
различных ситуациях, с преодолением препятствий и т.~д. Чем больше
у нее разных фильмов, тем более она уверена, что понимает нечто
хорошо. Однажды я спросил ее: <<Сколько у тебя должно быть
фильмов, чтобы понять что-нибудь?>> Она ответила: <<Это всегда
вопрос того, сколь хорошо я это понимаю. Если у меня мало фильмов
--- это дает слабое понимание. Чем больше у меня разных фильмов,
тем лучше я понимаю. Но я никогда не понимаю полностью>>.
Есть, напротив, люди, совершенно уверенные, что они понимают, как
делать нечто, если у них есть единственный фильм о том, как они
это делали. Я знаю одного человека, который вел однажды самолет
--- так что он был совершенно уверен, что мог бы вести любой
самолет, в любом месте, в любое время, в любую погоду, стоя в
гамаке! Он пришел на мой пятидневный семинар, выучил одну модель
и в полдень первого дня ушел, абсолютно уверенный, что знает об
НЛП все. Каково средство для застревания?
Застревание на определенном способе понимания мира --- каким бы
он ни был --- является причиной трех главных человеческих
болезней, с которыми я хотел бы что-нибудь сделать. Первая ---
это серьезность, как в выражении <<мертвецки серьезно>>. Если вы
решаете, что хотите что-либо сделать --- прекрасно, но серьезное
отношение к этому только ослепит вас и встанет у вас на пути.
Правота или уверенность --- это вторая болезнь. Уверенность ---
это когда люди перестают думать и замечать. Всякий раз, когда вы
чувствуете себя абсолютно уверенным в чем-либо, это верный знак,
что вы что-то упустили. Иногда удобно сознательно игнорировать
что-то некоторое время; но если вы абсолютно уверены ---
возможно, вы упустите это навсегда.
Уверенности легко прокрасться в вас. Даже неуверенные люди тоже
обычно уверены в этом. Они либо уверены, что уверены, либо
уверены, что не уверены. Редко находится человек, неуверенный в
своих сомнениях или неуверенный в своей уверенности. Такое
переживание можно создать, но встречается оно редко. Вы можете
спросить человека: <<Достаточно ли вы уверены, чтобы
сомневаться?>> Это глупый вопрос, но после того, как вы его
зададите, он уже больше никогда не будет уверен.
Третья болезнь --- это важность, и самое худшее - собственная
важность. Как только что-то одно приобретает важность, все
остальное --- теряет. Важность --- прекрасный способ оправдать
посредственность и деструктивность или любое другое поведение,
достаточно неприятное, чтобы нуждаться в оправдании.
Большинство людей попадает в тупик благодаря этим трем болезням.
Вы можете решить, что нечто важно, но не сможете по-настоящему
серьезно к этому отнестись, пока не будете уверены, что это
важно. В этот момент вы вообще перестаете думать. Аятолла Хомейни
--- замечательный пример, но вы можете найти множество других
примеров, поближе к дому.
Однажды я остановил машину напротив продуктового магазина в
маленьком городке, неподалеку от которого я тогда жил. Подбегает
парень и сердито говорит: <<Мой друг сказал, что ты двинул меня
сзади>>.
<<Не думаю; хочешь, чтобы я это сделал?>>
<<Знаешь, что...>>
Я сказал: <<Подожди только одну минутку>>, вошел в магазин и стал
делать покупки.
Когда я вышел, он все еще был там! Когда я подошел к своей
машине, он задыхался от злости. Я подобрал сумку с покупками и
сунул ему, и он взял ее. Я открыл дверцу машины, сложил туда
остальные три сумки, взял сумку у него, сел в машину и захлопнул
дверцу. Потом я сказал: <<Ну хорошо, если ты настаиваешь>>, двинул
ему по радиатору и тронулся с места.
Когда я отъезжал, он взорвался истерическим смехом, потому что я
просто не принял его всерьез.
Для большинства людей <<тупик>> --- это когда они чего-то хотят и
не получают этого. Очень немногие могут в такой момент
остановиться и усомниться в своей уверенности, что эта вещь
серьезно важна для них. Однако есть другой тип тупика, которого
никто не замечает: нежелание чего-либо и неимение