Бендлер

НЛП

Когда она

заполнена процентов на девяносто, он знает, что понимает вполне

прилично. Однако в его матрице всегда есть пустые ячейки,

обозначающие, что его понимание всегда неполно. Это удерживает

его от слишком большой уверенности в чем бы то ни было.

Понимание одной из моих самых способных учениц представляет собой

диссоциированный фильм о ней самой, делающей то, что она

понимает. Когда она хочет действительно сделать это, то входит в

фильм, --- делание и понимание почти идентичны. Позади этого

фильма находится последовательность фильмов о ней, делающей это в

различных ситуациях, с преодолением препятствий и т.~д. Чем больше

у нее разных фильмов, тем более она уверена, что понимает нечто

хорошо. Однажды я спросил ее: <<Сколько у тебя должно быть

фильмов, чтобы понять что-нибудь?>> Она ответила: <<Это всегда

вопрос того, сколь хорошо я это понимаю. Если у меня мало фильмов

--- это дает слабое понимание. Чем больше у меня разных фильмов,

тем лучше я понимаю. Но я никогда не понимаю полностью>>.

Есть, напротив, люди, совершенно уверенные, что они понимают, как

делать нечто, если у них есть единственный фильм о том, как они

это делали. Я знаю одного человека, который вел однажды самолет

--- так что он был совершенно уверен, что мог бы вести любой

самолет, в любом месте, в любое время, в любую погоду, стоя в

гамаке! Он пришел на мой пятидневный семинар, выучил одну модель

и в полдень первого дня ушел, абсолютно уверенный, что знает об

НЛП все. Каково средство для застревания?

Застревание на определенном способе понимания мира --- каким бы

он ни был --- является причиной трех главных человеческих

болезней, с которыми я хотел бы что-нибудь сделать. Первая ---

это серьезность, как в выражении <<мертвецки серьезно>>. Если вы

решаете, что хотите что-либо сделать --- прекрасно, но серьезное

отношение к этому только ослепит вас и встанет у вас на пути.

Правота или уверенность --- это вторая болезнь. Уверенность ---

это когда люди перестают думать и замечать. Всякий раз, когда вы

чувствуете себя абсолютно уверенным в чем-либо, это верный знак,

что вы что-то упустили. Иногда удобно сознательно игнорировать

что-то некоторое время; но если вы абсолютно уверены ---

возможно, вы упустите это навсегда.

Уверенности легко прокрасться в вас. Даже неуверенные люди тоже

обычно уверены в этом. Они либо уверены, что уверены, либо

уверены, что не уверены. Редко находится человек, неуверенный в

своих сомнениях или неуверенный в своей уверенности. Такое

переживание можно создать, но встречается оно редко. Вы можете

спросить человека: <<Достаточно ли вы уверены, чтобы

сомневаться?>> Это глупый вопрос, но после того, как вы его

зададите, он уже больше никогда не будет уверен.

Третья болезнь --- это важность, и самое худшее - собственная

важность. Как только что-то одно приобретает важность, все

остальное --- теряет. Важность --- прекрасный способ оправдать

посредственность и деструктивность или любое другое поведение,

достаточно неприятное, чтобы нуждаться в оправдании.

Большинство людей попадает в тупик благодаря этим трем болезням.

Вы можете решить, что нечто важно, но не сможете по-настоящему

серьезно к этому отнестись, пока не будете уверены, что это

важно. В этот момент вы вообще перестаете думать. Аятолла Хомейни

--- замечательный пример, но вы можете найти множество других

примеров, поближе к дому.

Однажды я остановил машину напротив продуктового магазина в

маленьком городке, неподалеку от которого я тогда жил. Подбегает

парень и сердито говорит: <<Мой друг сказал, что ты двинул меня

сзади>>.

<<Не думаю; хочешь, чтобы я это сделал?>>

<<Знаешь, что...>>

Я сказал: <<Подожди только одну минутку>>, вошел в магазин и стал

делать покупки.

Когда я вышел, он все еще был там! Когда я подошел к своей

машине, он задыхался от злости. Я подобрал сумку с покупками и

сунул ему, и он взял ее. Я открыл дверцу машины, сложил туда

остальные три сумки, взял сумку у него, сел в машину и захлопнул

дверцу. Потом я сказал: <<Ну хорошо, если ты настаиваешь>>, двинул

ему по радиатору и тронулся с места.

Когда я отъезжал, он взорвался истерическим смехом, потому что я

просто не принял его всерьез.

Для большинства людей <<тупик>> --- это когда они чего-то хотят и

не получают этого. Очень немногие могут в такой момент

остановиться и усомниться в своей уверенности, что эта вещь

серьезно важна для них. Однако есть другой тип тупика, которого

никто не замечает: нежелание чего-либо и неимение