Бендлер

НЛП

этого. Это

самое огромное ограничение, потому что вы даже не знаете, что

застряли. Я бы хотел, чтобы вы подумали о чем-то очень --- как вы

сейчас осознаете --- полезном, приятном или радостном.

Теперь вернитесь к тому времени в вашей жизни, когда вы даже не

знали об этом --- или знали, но это для вас ничего не значило.

Вы действительно не знали, что упускаете, верно? Вы там, в

прошлом, понятия не имели, насколько вы в тупике, и не были

мотивированы менять ситуацию. Вы были уверены, что ваше понимание

является точным представлением о мире. Вот когда вы действительно

в тупике. Что вы упускаете сейчас?..

Возможно, определенность препятствует человеческому прогрессу

больше, чем любое другое состояние разума.

Однако уверенность, как и все остальное, есть субъективный опыт,

который можно изменить. Подберите довольно подробное

воспоминание, в котором вы были абсолютно уверены, что понимаете

что-то. Вы были в состоянии обучения; возможно, вас учили. Может

быть, это было трудно, может быть, легко, но в определенный

момент у вас возникло это чувство: <<Ооо, да! Я понимаю!>>

Вспомните это настолько подробно, насколько вам нужно.

Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили все это наоборот, точно, как

при обратной перемотке фильма.

Когда закончите, подумайте о том, чему вы научились или что

поняли. Оно такое же, каким было несколько минут назад?

Марти: Прокручивая фильм вперед, я прошла от состояния

замешательства к <<Ага! Я понимаю!>> А потом, когда я крутила его

наоборот, --- в итоге оказалась в том месте, где была в

замешательстве.

Да, таков запуск наоборот. Что вы испытываете сейчас, когда

думаете о том, что несколько минут назад понимали безо всяких

сомнений?

Марти: Ну, я снова в замешательстве, и все-таки часть меня знает,

что у меня по-прежнему есть то понимание, которое пришло позже. Я

не могу создать такое же чувство полного замешательства, какое

было в первый раз. Но я и не так уверена.

Как насчет остальных. Так же?

Бен: Ну, я узнал нечто новое --- о чем мне неизвестно, чтобы я

осознавал это в тот момент, --- о происшедшем со мной в том

опыте.

Да, это интересно, но это не то, о чем я спросил. Я хочу знать,

изменилось ли ваше восприятие того, что вы узнали.

Бен: Нет, не изменилось.

Вообще никак не изменилось? Вы должны действительно остановиться

и подумать об этом. Вы не можете просто сказать: <<О, это то же

самое>>. Это все равно что сказать: <<Я пробовал научиться летать,

но не смог выбраться к самолету --- значит, это, не работает>>.

Бен: Знаете, это забавно, что вы упомянули полеты, потому что я

вспомнил именно обучение ощущению посадки на воду --- ощущению

этого контакта с водой. Когда я прокрутил фильм назад, я вышел из

этого ощущения, и, чтобы заставить самолет двигаться назад, мне

пришлось смотреть на него со стороны. И это добавило новое

измерение к обучению контакту с водой.

Это дало вам новый взгляд. Знаете ли вы теперь о посадке самолета

хоть сколько-то больше, чем раньше?

Бен: Ага.

Чего еще вы не знаете? Пока? Из одного только обратного

прокручивания фильма можно получить весьма многое. Многие

просматривают фильмы от начала к концу, чтобы учиться из опыта,

но мало кто крутит их наоборот. Как насчет остальных? У вас такие

же ощущения?

Сэлли: Нет. Изменились детали. Изменилось то, на что я обращаю

внимание. Последовательность происходящего организована

по-другому.

Последовательность организована по-другому. Ну, а то, чему вы

научились, теперь изменилось?

Сэлли: Да.

Как оно изменилось? Вы знаете нечто, чего не знали раньше? Или вы

могли бы теперь сделать что-то по-другому?

Сэлли: Само знание не изменилось. То, чему я научилась, не

изменилось, но изменилось то, что я чувствую в связи с этим и как

на это смотрю.

Это повлияет на ваше поведение?

Сэлли: Да.

Несколько человек здесь получили довольно многое, просто потратив

минуту на просмотр события в обратном порядке. Сколько бы вы

узнали, если бы прокрутили назад все, что с вами происходило?

Видите ли, Сэлли абсолютно права. Просмотр фильма наоборот меняет

последовательность событий. Подумайте о двух переживаниях: 1)

способность что-то сделать и 2) неспособность сделать то же

самое. Сначала расположите их как 1-2, сначала вы можете, потом

не можете что-то сделать. Теперь расположите 2-1, сначала вы не

можете, а потом можете что-то сделать. Довольно разные вещи,

правда?

События вашей жизни произошли с вами в определенном порядке.

Большая часть этой последовательности