этого. Это
самое огромное ограничение, потому что вы даже не знаете, что
застряли. Я бы хотел, чтобы вы подумали о чем-то очень --- как вы
сейчас осознаете --- полезном, приятном или радостном.
Теперь вернитесь к тому времени в вашей жизни, когда вы даже не
знали об этом --- или знали, но это для вас ничего не значило.
Вы действительно не знали, что упускаете, верно? Вы там, в
прошлом, понятия не имели, насколько вы в тупике, и не были
мотивированы менять ситуацию. Вы были уверены, что ваше понимание
является точным представлением о мире. Вот когда вы действительно
в тупике. Что вы упускаете сейчас?..
Возможно, определенность препятствует человеческому прогрессу
больше, чем любое другое состояние разума.
Однако уверенность, как и все остальное, есть субъективный опыт,
который можно изменить. Подберите довольно подробное
воспоминание, в котором вы были абсолютно уверены, что понимаете
что-то. Вы были в состоянии обучения; возможно, вас учили. Может
быть, это было трудно, может быть, легко, но в определенный
момент у вас возникло это чувство: <<Ооо, да! Я понимаю!>>
Вспомните это настолько подробно, насколько вам нужно.
Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили все это наоборот, точно, как
при обратной перемотке фильма.
Когда закончите, подумайте о том, чему вы научились или что
поняли. Оно такое же, каким было несколько минут назад?
Марти: Прокручивая фильм вперед, я прошла от состояния
замешательства к <<Ага! Я понимаю!>> А потом, когда я крутила его
наоборот, --- в итоге оказалась в том месте, где была в
замешательстве.
Да, таков запуск наоборот. Что вы испытываете сейчас, когда
думаете о том, что несколько минут назад понимали безо всяких
сомнений?
Марти: Ну, я снова в замешательстве, и все-таки часть меня знает,
что у меня по-прежнему есть то понимание, которое пришло позже. Я
не могу создать такое же чувство полного замешательства, какое
было в первый раз. Но я и не так уверена.
Как насчет остальных. Так же?
Бен: Ну, я узнал нечто новое --- о чем мне неизвестно, чтобы я
осознавал это в тот момент, --- о происшедшем со мной в том
опыте.
Да, это интересно, но это не то, о чем я спросил. Я хочу знать,
изменилось ли ваше восприятие того, что вы узнали.
Бен: Нет, не изменилось.
Вообще никак не изменилось? Вы должны действительно остановиться
и подумать об этом. Вы не можете просто сказать: <<О, это то же
самое>>. Это все равно что сказать: <<Я пробовал научиться летать,
но не смог выбраться к самолету --- значит, это, не работает>>.
Бен: Знаете, это забавно, что вы упомянули полеты, потому что я
вспомнил именно обучение ощущению посадки на воду --- ощущению
этого контакта с водой. Когда я прокрутил фильм назад, я вышел из
этого ощущения, и, чтобы заставить самолет двигаться назад, мне
пришлось смотреть на него со стороны. И это добавило новое
измерение к обучению контакту с водой.
Это дало вам новый взгляд. Знаете ли вы теперь о посадке самолета
хоть сколько-то больше, чем раньше?
Бен: Ага.
Чего еще вы не знаете? Пока? Из одного только обратного
прокручивания фильма можно получить весьма многое. Многие
просматривают фильмы от начала к концу, чтобы учиться из опыта,
но мало кто крутит их наоборот. Как насчет остальных? У вас такие
же ощущения?
Сэлли: Нет. Изменились детали. Изменилось то, на что я обращаю
внимание. Последовательность происходящего организована
по-другому.
Последовательность организована по-другому. Ну, а то, чему вы
научились, теперь изменилось?
Сэлли: Да.
Как оно изменилось? Вы знаете нечто, чего не знали раньше? Или вы
могли бы теперь сделать что-то по-другому?
Сэлли: Само знание не изменилось. То, чему я научилась, не
изменилось, но изменилось то, что я чувствую в связи с этим и как
на это смотрю.
Это повлияет на ваше поведение?
Сэлли: Да.
Несколько человек здесь получили довольно многое, просто потратив
минуту на просмотр события в обратном порядке. Сколько бы вы
узнали, если бы прокрутили назад все, что с вами происходило?
Видите ли, Сэлли абсолютно права. Просмотр фильма наоборот меняет
последовательность событий. Подумайте о двух переживаниях: 1)
способность что-то сделать и 2) неспособность сделать то же
самое. Сначала расположите их как 1-2, сначала вы можете, потом
не можете что-то сделать. Теперь расположите 2-1, сначала вы не
можете, а потом можете что-то сделать. Довольно разные вещи,
правда?
События вашей жизни произошли с вами в определенном порядке.
Большая часть этой последовательности