произнесенное его голосом, вы можете заметить
что-нибудь неповторимое в том, что видите, глядя на него, а также
в том, что чувствуете во время рукопожатия. Поскольку это дает
вам код опущенного знака в каждый из основных систем, у вас будет
три разных способа вспомнить имя.
Другой способ иметь <<хорошую память>> --- быть настолько
рациональным и экономным, насколько возможно, в том, что вы
действительно помните; и использовать то, что вы уже запомнили,
настолько активно, насколько возможно. Например, если вы всегда
кладете свои ключи в правый передний карман брюк, вам нужно
запомнить это только однажды. Тому, кто кладет свои ключи во
многие разные места, может понадобиться запоминать это по
четыре-пять раз на дню --- вместо единственного раза за всю
жизнь.
Один из наших учеников владеет парой предприятий и должен
упорядочивать множество бумаг и записей. Всякий раз, когда нужно
положить что-то на хранение, он спрашивает себя: <<Где я буду это
искать, когда оно понадобится>>, и начинает двигаться к шкафу. В
это время в его голове возникает образ конкретного ящика, и он
кладет туда бумагу. В этом методе используется то, что он уже
запомнил, чтобы организовать свои каталоги, так что ему редко
приходится запоминать что-либо новое. Всякий раз, размещая
очередной предмет, он усиливает существующую связь между
предметом и ящиком хранилища, делая систему более надежной.
Один способ отнестись к этим двум примерам таков: они порождают
ситуации, в которых вы должны запомнить столь мало, сколь только
возможно. Вот еще один пример. На несколько мгновений взгляните
на нижеследующий набор цифр, потом отвернитесь и посмотрите,
сколько из них вы можете запомнить:
149162536496481100
Теперь смотрите на них достаточно долго, чтобы вы могли
по-прежнему помнить их, когда отвернетесь.
Если вы это действительно попробовали, возможно, вы начали
группировать цифры в двойки или в тройки, чтобы структурировать
задачу и облегчить запоминание:
14, 91, 62, 53, 64, 96, 48, 11, 00
или 149, 162, 536, 496, 481, 100
Это процесс, который мы называем <<мельчением>>: разбиение
большой задачи на меньшие, более выполнимые части. В бизнесе есть
старая шутка: <<Как съесть слона?>> Ответ: <<По кусочку за раз>>.
Как долго, по вашему мнению, вы на данный момент могли бы точно
помнить это число? --- час? --- день? --- неделю?
Теперь давайте разобьем число немного иначе. Это вам что-нибудь
напоминает?
1 4 9 16 25 36 49 64 81 100
Мы можем записать этот же набор цифр немного по-другому, как
квадраты чисел: $1^2$ $2^2$ $3^2$ $4^2$ $5^2$ $6^2$ $7^2$ $8^2$
$9^2$ $10^2$.
Теперь очевидно, что число, с которого мы начали, --- это
записанные подряд квадраты чисел от одного до десяти. Зная это,
вы легко можете вспомнить это число через десять или двадцать
лет. Почему это так просто? Вам нужно запомнить гораздо меньше, и
к тому же все закодировано в терминах того, что вы уже запомнили.
В этом вся математика и вся наука --- рационально и изящно
закодировать мир так, чтобы запоминать пришлось меньше, оставляя
мозг свободным для других дел, более интересных и приятных.
Таковы лишь некоторые из принципов, которые могут значительно
облегчить и ускорить запоминание. К сожалению, они еще слабо
используются в традиционном образовании.
<<Неспособность к научению>>
Одна из приятных вещей, случающихся после того, как вы напишете
достаточное количество книжек, состоит в том, что люди позволяют
вам делать то, что вы хотели делать раньше, --- но не могли.
Обычно к этому времени вы уже не можете точно вспомнить, что это
было; но я кое-что себе записал. Когда меня попросили поработать
в школьном округе (в США традиционные школы обычно делят между
собой так называемые <<школьные округа>>. --- прим. перев.), у
меня было кое-что, над чем мне хотелось поработать. Одним из
этого являлось целое понятие <<неспособности к научению>>,
<<малой мозговой дисфункции>>, <<дизлексии>> или <<познавательной
неполноценности>>. Это слова, звучащие очень напыщенно, но все
они описывают вот что: преподавание не срабатывает.
Всякий раз, когда ребенок не учится, эксперты тут же заключают,
что все дело в <<неспособности к научению>>, но никогда не
разъясняют четко, в чьей неспособности! Возможно, вы заметили,
что они никогда не называют это <<неспособностью к
преподаванию>>. Всегда подразумевается, что причиной неудачи
является слабость или повреждение мозга ребенка, часто по
предполагаемым генетическим причинам. Когда люди