компетентные люди из НЛП возвращаются во
вспомогательные классы и решают направо и налево все
педагогические проблемы. Если вы знаете, как определить способ
работы чьего-либо мозга, то относительно просто научить этого
человека использовать мозг более эффективным и рациональным
образом.
Способность к обучению на самом деле реализуется не тогда, когда
некто наполняет вас содержанием, а когда некто может обучить вас
тому механизму, при помощи которого это можно сделать:
субъективным структурам и последовательностям, необходимым для
научения.
section{ВЗМАХ}
Следующая субмодальная модель, которой я хочу вас обучить, может
быть применена практически к чему угодно. Это очень плодотворная
техника, программирующая мозг на движение в новом направлении.
Чтобы облегчить вам ее изучение, я хочу начать с чего-то очень
простого и легкого. Многие люди интересуются тем, что носит
название <<контроль над привычками>>. Кто здесь кусает ногти и
хотел бы этого не делать? (Джек поднимается на кафедру). Я
собираюсь воспользоваться этой техникой для того, чтобы Джек стал
вместо кусания ногтей делать что-то другое.
Что вы видите непосредственно перед тем, как кусаете ногти?
Джек: Я не знаю. Обычно я не осознаю, что делаю это, пока не
пройдет какое-то время.
Это верно для большинства привычек. Вы на <<автопилоте>> --- а
потом, когда уже поздно что-либо делать, вы замечаете это, и вам
становится плохо. Вы знаете, когда или где вы обычно грызете
ногти?
Джек: Как правило, когда читаю книгу или смотрю фильм.
О'кей. Я хочу, чтобы вы представили, что смотрите фильм, и на
самом деле подняли одну из своих рук, как если бы собирались
кусать ногти. Я хочу, чтобы в то время, как ваша рука
поднимается, вы заметили, что вы видите, зная, что вот-вот
начнете кусать ногти.
Джек: О'кей. Я могу видеть, как выглядит моя рука, поднимаясь
вверх.
Хорошо. Через несколько минут мы воспользуемся этой картиной ---
но сейчас отставьте ее пока в сторону. Сначала нам нужно получить
еще одну картину. Джек, если бы вы больше не грызли ногтей, как
бы вы видели себя изменившимся? Я не имею в виду, что вы просто
увидели бы себя с отросшими ногтями. Какова будет значимость
изменения этой привычки? Что изменилось бы в вас как в человеке?
Что это будет о вас говорить? Я не хочу, чтобы вы давали мне
ответы; я хочу, чтобы вы ответили созданием портрета того себя,
каким вы были бы, если бы у вас больше не было этой привычки.
Джек: О'кей. Есть.
Теперь я хочу, чтобы вы взяли то первое изображение вашей
поднимающейся руки, и сделали его большим и ярким, и в нижний
правый угол этой картины поместили маленький, темный образ того,
как бы вы видели себя по-другому, если бы у вас больше не было
этой привычки.
Теперь я хочу, чтобы вы проделали то, что я называю <<взмахом>>.
Я хочу, чтобы вы быстро увеличили размер и яркость маленького
темного образа, пока он не закроет старое изображение вашей руки,
которое одновременно с этим станет тусклым и сморщится. Я хочу,
чтобы вы сделали это действительно быстро, меньше чем за секунду.
Как только вы <<махнете>> эти образы --- либо полностью очистите
экран, либо откройте глаза и оглянитесь по сторонам. Затем
вернитесь внутрь себя и проделайте это снова, начиная с того
большого яркого изображения поднимающейся руки и маленького
темного образа себя в углу. Проделайте это пять раз в общей
сложности. Каждый раз в конце непременно очищайте экран или
открывайте глаза.
Пришло время проверить. Джек, вызовите этот большой яркий образ
вашей поднимающейся руки и скажите мне, что происходит.
Джек: Знаете, его трудно там удержать. Он гаснет, а возникает та
другая картина.
Техника взмаха дает мозгу направление. Человеческие существа
склонны избегать неприятного и стремиться к приятному. Сначала
имеем большой яркий образ сигнала к поведению, которое ему не
нравится. С угасанием и сморщиванием этой картины неприятное
уменьшается. Становясь больше и ярче, приятный образ влечет его к
себе. Таким образом, буквально устанавливается направление
движения для его мозга: <<отсюда, иди туда>>. Когда вы даете
направление своему мышлению, у вашего поведения возникает очень
сильная склонность двигаться в том же направлении.
Джек, я хочу, чтобы вы сделали кое-что еще. Поднесите руку ко
рту, так, как вы это делали, когда грызли ногти. (Джек поднимает
руку. Перед самым ртом она останавливается, а потом опускается
примерно на полдюйма).
Ну, что случилось?
Джек: Я не знаю. Моя рука поднялась,