и звенеть колокольчиком, и
без конца кормить ее --- чтобы обучить этой реакции. Все, что вы
сделали, --- это прочитали об этом и у вас та же реакция, что
была у собаки. Это пустяк --- но это показатель того, сколь
быстро может обучаться ваш мозг. Вы умеете учиться быстрее, чем
любой компьютер. О чем нам нужно знать больше --- это о
субъективном опыте научения, так чтобы вы могли управлять своим
обучением и лучше контролировать собственный опыт и то, чему вы
учитесь.
Вам знаком феномен <<нашей песни>>? Во время, которое вы провели
с кем-то очень значимым, у вас была любимая песня, которую вы
слушали постоянно. Теперь всякий раз, когда вы слышите эту песню,
вы думаете об этом человеке и вновь испытываете те приятные
чувства. Это работает точно, как Павлов и слюноотделение.
Большинство людей понятия не имеют о том, сколь просто связывать
таким образом переживания или сколь быстро вы можете этого
добиться, если делать это систематически.
Однажды я видел, как терапевт за один сеанс сделал агорафобика.
Он был милый, благонамеренный человек, любящий своих пациентов. У
нет были годы клинической подготовки --- но не было ни малейшего
представления о том, что он делает. Его клиент пришел с
конкретной фобией высоты. Терапевт предложил этому парню закрыть
глаза и подумать о высоте. А-а-п --- парень краснеет и начинает
дрожать. <<Теперь подумай о чем-то, что тебя ободрит>>. Ф-ф-у-у.
Теперь подумай о высоте. А-а-п. <<Теперь подумай о том, как ты
спокойно ведешь машину>>. Ф-ф-у-у. <<Теперь подумай о высоте>>.
А-а-п.
Этот парень кончил фобическими ощущениями по поводу почти всего в
жизни --- что часто называют агорафобией. То, что сделал
терапевт, было блестяще --- в некотором смысле. Он изменил
ощущения своего клиента путем связывания переживаний. Вот только
сделанный им выбор ощущения, подлежащего генерализации, в мои
представления о наилучшем выборе не вписывается. Он привязал
панические эмоции этого человека ко всем тем контекстам его
жизни, которые производили ободряющий эффект. Вы можете
использовать в точности этот же процесс, чтобы взять приятное
ощущение и генерализовать его таким же образом. Если бы этот
терапевт понимал процесс, который использовал, то мог бы обернуть
его на сто восемьдесят градусов.
Я видел, как то же самое происходит в супружеской терапии. Жена
начинает жаловаться на какой-нибудь поступок мужа, и терапевт
говорит: <<Смотрите на своего мужа, говоря это. Вам нужно
находиться в глазном контакте>>. Это свяжет все те неприятные
эмоции с видом мужниного лица --- так что всякий раз, глядя на
него, она будет их испытывать.
Вирджиния Сатир применяет в семейной терапии тот же процесс, но
поворачивает его в обратную сторону. Она расспрашивает пару о
важнейших моментах первых дней их ухаживаний, и когда они
зарумянятся --- тогда она заставляет их смотреть друг на друга.
Она может сказать что-нибудь вроде: <<И я хочу, чтобы вы осознали,
что это тот же самый человек, в которого вы были так глубоко
влюблены десять лет назад>>. Это связывает с лицом супруга
совершенно другое чувство, обычно куда более полезное.
Одна пара, пришедшая на встречу со мной, какое-то время была на
терапии у кого-то другого, но они все еще воевали. Раньше они
постоянно воевали дома --- но когда они пришли ко мне, это
происходило только в офисе терапевта. Возможно, терапевт сказал
что-то вроде: <<Теперь я хочу, чтобы вы приберегли все свои
схватки для наших совместных сеансов, чтобы я мог наблюдать, как
вы это делаете>>.
Я хотел понять, с чем были сопряжены ссоры --- с терапевтом или с
его офисом, поэтому провел с ними эксперимент. Я выяснил, что
если они приходят в офис терапевта в его отсутствие, то не
спорят; но если он проводит сеанс у них дома --- спорят. Так что
я просто сказал им, чтобы они больше не встречались с этим
терапевтом. Это было простое решение, которое уберегло их от
больших расходов и множества неприятностей.
Один из моих клиентов не мог разозлиться, потому что он бы тут же
жутко испугался. Можно было сказать, что у него была фобия
злости. Оказалось, что когда он был ребенком, то всякий раз,
когда он злился, его родители приходили в ярость --- и его испуг
длился до середины следующей недели; так что эти два ощущения
связались друг с другом. Он вырос и пятнадцать лет жил отдельно
от родителей --- но продолжал реагировать таким образом.
В мир личностного изменения я пришел из мира математики и
информатики. Компьютерщики обычно не хотят, чтобы что-либо в их
окружении