над ним, отведет ему глаза нужным себе образом, и 'грубая
честность' превратится в грубую ложь.
Другой вариант распределения ролей в тонкой семерке - система двух
альтернативных лидеров, разделяющих власть во времени, т.е. одними
ситуациями управляет первая тонкая фигура, другими - вторая. Типичный пример
- разделение власти между свиньей и торопыжкой, характерное для людей с
благополучной судьбой. Каждая ситуация воспринимается с точки зрения свиньи,
и если соблазнительной для нее пищи не оказывается, свинья уходит на задний
план, предоставляя инициативу торопыжке, который возрастает в величине,
быстро несется туда-сюда, находит съедобный для свиньи кусок и сокращается в
размерах, отдавая управление ситуацией обратно свинье, которая с чувством и
не торопясь этот кусок поедает.
Распространен также вариант распределения ролей 'диктатор' и его
'любимчик'. У диктатора имеется основной канал инвольтации хозяина, но
некоторую существенную часть своей энергии и внешних благ диктатор отдает
своему любимчику, игнорируя всех остальных. Пример: тотальный зануда,
временами, однако, склонный к самоутверждению за счет других (скажем, любимая
фраза: 'Я же говорил, что ничего хорошего из ваших планов не получится').
Здесь лидер-диктатор - серый, а в любимчиках у него дракон - социально очень
неприятный вариант поведения и, чего окружающие чаще всего не видят, крайне
мучительный для самого человека, ибо, кроме всего прочего, при лидерстве
серого у человека обычна резкая нехватка жизненных сил, и приходится вымирать
как бронтозавру или постоянно из последних сил вампирничать.
Помимо устойчивого распределения ролей, существуют различные
периодически повторяющиеся сюжеты взаимоотношений в тонкой семерке, например,
моментальное возвышение и последующее быстрое падение жертвы, или, наоборот,
медитативное падение диктатора. Однако даже непродолжительные замены
декораций и колебания в размерах и ролях тонких фигур могут оказаться очень
важными, так как в их жизни за короткое время могут происходить кардинальные
и устойчивые изменения. Иногда можно, например, видеть такую на первый взгляд
парадоксальную картину: дракон в роли жертвы, не получает по-видимому
никакого питания, не имеет существенной инвольтации ни от хозяина, ни от
Большого Дракона и, тем не менее, велик, красив, хорошо упитан и очень
доволен собой. Внимательное наблюдение показывает, однако, что время от
времени буквально на секунду происходит полное изменение обстановки: канал
инвольтации от хозяина полностью переключается на дракона, и последний за эту
секунду получает такой объем энергии, что увеличивается вдвое и потом
медленно незаметно худеет до следующей инвольтации (конечно, непосредственно
перед ней кожа его несколько обвисает, а глаза тускнеют, но это еще нужно
увидеть). Понятно, каково (например) поведение этого человека: как правило,
он очень скромен и склонен к самоуничижению, но аккуратно запоминает все
промахи, оплошности, неудачи и неадекватности окружающих, и в один момент
пропускает в себя одну-единственную, но очень энергичную мысль: 'А насколько
я выше их всех, ведь я не сделал ни одной из этих ошибок!', и питания от
этого соображения вполне хватает дракону на месяц.
* * *
Для того, чтобы научиться сознательно контролировать подобные краткие
медитативные переключения личной инвольтации, достаточно осознать положения
точки сборки, активизирующие тонкие фигуры. Вообще управление (сознательное и
подсознательное) каждым конкретным членом тонкой семерки осуществляется при
соответствующем положении точки сборки; можно, таким образом, говорить о
положениях, точнее, областях точки сборки, соответствующих дракону, свинье,
торопыжке и т.д. На обычном языке это означает, что усиление инвольтации
дракона происходит, когда человек смотрит на мир с позиции самоутверждения
(мы скажем, что в этот момент точки сборки находится в области
самоутверждения, или области дракона). Усиление инвольтации свиньи (и ее
медитативный рост) происходит, когда человек настраивается на эгоцентрическое
потребление (точка сборки находится в области свиньи) и т.д. Вообще
внутренняя культура человека определяется тем, насколько ему известна
география его внутреннего мира, что на языке настоящего трактата может быть
проинтерпретировано как география возможных положений его точки сборки.
Понимание себя это, в первую очередь, умение понять, где находится точка
сборки, а владение собой это способность