точки зрения, но в эпохи
царствования Желтого Короля именно такие ученики выбиваются в первые.
Желтый может сильно исказить обучающий поток и фигуру учителя, которого
человек станет подозревать в обмане с различными целями, аналогично тому как
сильный дракон часто создает у человека впечатление, что учитель
самоутверждается за его счет - а в выраженных случаях действительно посылает
такого учителя. В свою очередь, в глазах учителя ученик с сильным желтым -
потенциальный обманщик, от которого можно ожидать любой лжи и которому нужно
по десять раз все втолковывать, но все равно он поймет все совершенно
превратно.
Есть у желтого и теоретическое обоснование. 'Всякое понимание есть
непонимание', - сказал известный филолог Вильгельм фон Гумбольдт. 'Другого
разве ты поймешь - мысль изречения есть ложь', - утверждал не менее известный
поэт XIX века Федор Тютчев. Однако то, что извинительно в устах поэта, не
подобает ученому, тем более материалистической эпохи. Любое несоответствие
положений точек сборки ведет к некоторому взаимонепониманию людей, но это
иногда вовсе не мешает идущему через них контакту эгрегоров, качество
которого и является критерием правильности человеческого взаимопонимания.
На высоком уровне обучения точку сборки нужно фиксировать с высокой
точностью, и здесь наводки желтого должны быть минимальными. Если он все же
незаметно обманывает человека, возможно возникновение карты с фальшивыми
знаками: человек думает, что они открывают каналы в один эгрегор, а реально
он оказывается совсем другим. Вообще честность в обучении - палка о двух
концах, и трудности здесь принципиальные - высокие материи нельзя объяснить
человеку, пока он сущностно не переменится так, что будет способен их
воспринять, а до того у него может быть о них лишь общее, и, конечно,
неадекватное представление на уровне более или менее подходящих сравнений и
метафор. Тем не менее, обучение не может идти строго последовательно, человек
нуждается в заглядывании далеко вперед, и тогда может быть относительно
честным, а может заниматься различными спекуляциями, инвольтируя желтого -
своего и ученика.
Черный.
С точки зрения черного, знание подобно сардинке в консервной банке -
банку следует вскрыть, а рыбку съесть; основным инструментом обучения, таким
образом, выступает консервный нож. Отношение черного к естественному ходу
процесса обучения, когда человек раскрывается навстречу учителю и обучающему
эгрегору, обычно резко отрицательное, т.к. он воспринимает его как угрозу и
насилие. 'Мало ли чему тебя там научат, - хмуро говорит он хозяину, - да и
пнуть при случае запросто могут - ведь ты фактически беззащитен'. Здесь
черный, безусловно, прав: настоящее обучение всегда таит в себе потенциальную
опасность, и внутренняя перестройка, ему сопутствующая, может оказаться очень
болезненной, но, тем не менее, необходимой.
Но, конечно, черный не мыслит в терминах необходимости, а тем более,
высшей, и потому вполне может броситься на обидчика (учителя) с кулаками. Это
вполне распространенное, скорее даже типичное его поведение в период его
обучения. Поэтому типичной, можно сказать, освященной веками фигурой для
учителя является огромный черный, способный справиться со всеми черными
учеников одновременно. Например, в цивилизованной Англии, этой цитадели и
оплоте мировой культуры, до сих пор, по сведениям автора, не отменены
телесные наказания школьников.
Тем не менее, попытки силой загнать точку сборки ученика в необходимое
положение обречены на провал: здесь требуется добровольное сотрудничество,
т.е. человек должен сам уговорить своего черного отойти в сторону и не мешать
(и уж точно не помогать): обучение - это, если можно так выразиться, женское,
а не мужское занятие, где нужно настраиваться и воспринимать, а не
настраивать и управлять. Если черный учитель много сильнее черного ученика,
то ученик, безусловно, учится, но совсем не официально обозначенному
предмету, а искусству обороны в условиях превосходящего противника; обычно в
помощь не справляющемуся черному отправляются желтый и змей, и начинается
окопная война, то, что М.Горький назвал 'Мои университеты', познание жизни
низших слоев тонкого мира и их разнообразных материализаций (читатель может,
с большой пользой для себя, почитать в высшей степени экзистенциальное
произведение пролетарского писателя 'На дне' и проследить игру тонких семерок
действующих лиц).
Чем выше уровень обучения, тем менее