Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

что это была та самая легенда, которую я в детстве так часто

слышал от отца, и особенно когда я прочел 21-й стих этого эпоса, составленный

почти в тех же выражениях, которые были уже мне знакомы, я ощутил такое

волнение, как будто это событие определяет всю мою будущую жизнь.

Я был потрясен тем, что эта легенда передавалась ашугами из поколения в

поколение в течение тысяч лет почти без изменения содержания.

Этот случай раскрыл мне глаза: я понял, какое благотворное влияние оказало на

меня общение с моим отцом, и я пожалел, что так поздно осознал великое значение

памятников античной литературы.

И была другая легенда, слышанная мной от отца, в ней тоже говорилось о великом

потопе в стихотворной форме. Много-много веков тому назад, за целых семьдесят

поколений перед последним потопом (здесь нужно иметь в виду, что одним

поколением считается период в сто лет), когда на месте суши была вода,

существовала великая цивилизация, центром которой был остров Ханаан, он же

являлся и центром земли.

Как я узнал из других исторических источников, остров Ханаан располагался там,

где находится современная Греция.

Единственными людьми, пережившими первый потоп, были члены существовавшего в те

времена братства Имастумов. Имастумами в древней Армении называли выдающихся

людей, членов касты, распространенной по всей земле.

Это братство состояло из очень образованных людей, изучавших, кроме всего

прочего, астрологию. Как раз перед потопом члены братства расселились во всех

уголках земли, чтобы иметь возможность наблюдать за этим феноменом из разных

мест. Несмотря на большое расстояние между ними, эти люди поддерживали

постоянную связь друг с другом и отправляли всю важную информацию в центр

посредством телепатии.

Для этого они использовали специальных медиумов, которые были как бы

принимающими аппаратами. Находясь в трансе, эти люди бессознательно принимали и

регистрировали информацию, передаваемую им из разных мест земли.

Это, так сказать, точное описание средств связи, существующих в наши дни.

Воспользуюсь представившейся мне возможностью, рассказывая о моем отце,

упомянуть о его друге и моем первом наставнике - настоятеле Борше. Я считаю

совершенно необходимым описать обычай, установившийся между этими людьми,

которые взяли на себя обязательство воспитывать меня, тогда еще совсем ребенка,

готовя к сознательной жизни.

Этот обычай, как я понял значительно позже, сыграл огромную роль в моей жизни, в

формировании моего образа мышления, моей души.

Они сами называли это кастусилией (kastousilia), словом, пришедшим к нам,

видимо, из древней Ассирии, которое мой отец взял из какой-нибудь легенды.

Обыкновенно это происходило так: один из них неожиданно задавал другому вопрос,

и тот должен был ответить, сохраняя полное хладнокровие, убедительно и логично.

Например, однажды вечером мой будущий учитель, неожиданно войдя в мастерскую, с

порога спросил отца: 'А где сейчас находится Всевышний?'

И мой отец ответил невозмутимо: 'Он сейчас как раз в Сарыкамыше'.

Сарыкамыш - это лесистая местность в районе границы между Россией и Турцией, где

растут необычайно высокие сосны, славящиеся по всему Кавказу и Средней Азии.

Получив такой ответ, настоятель осведомился: 'А что он там делает?' На это отец

ответил, что Всевышний мастерит длинные приставные лестницы и закрепляет счастье

на вершинах сосен, так что отдельные люди и целые народы могут подниматься и

спускаться по ним.

Эти вопросы и ответы звучали всегда в очень серьезном тоне, даже если один

интересовался ценой картофеля, а другой сообщал, что благодаря хорошему урожаю

картофель в этом году чрезвычайно дешев.

Только гораздо позже я понял, сколько смысла заключено в этих вопросах и

ответах.

Став свидетелем подобных дискуссий, посторонний человек мог подумать, что перед

ним два выживших из ума старика, которые находятся вне стен сумасшедшего дома

только в результате недоразумения.

Мой отец обладал очень простым и определенным взглядом на то. в чем состоит

смысл жизни. Он много раз говорил мне в дни моей юности, что главное для

человека - обрести внутреннюю свободу и подготовить себе счастливую спокойную

старость.

Он считал совершенно необходимым, чтобы цель, стоящая перед человеком, была

проста и понятна и не заключала в себе каких-либо абстрактных умствований. Но

достичь этой цели можно, только если в детстве и юности человек усвоит следующие

заповеди, которым будет строго следовать в дальнейшей жизни.

Первая - любить