мальчиком и считает совершенно
бессмысленным мое дальнейшее пребывание в школе, где мне предстояло потратить
целых восемь лет на то, чтобы получить аттестат, соответствующий начальному
образованию.
И в самом деле, муниципальная школа была устроена абсурдно, так как, отучившись
восемь лет, вы в конце концов получали документ об образовании, соответствующем
трем классам.
Поэтому настоятель Борш убедительно посоветовал моему отцу забрать меня из школы
и обучать дома, предложив свои услуги, пообещав найти мне и других учителей. Он
сказал, что если мне впоследствии понадобится аттестат, я смогу получить его в
любой школе, сдав экзамены за соответствующий класс.
После семейного совета отец так и сделал. Я бросил школу, и с того времени
настоятель Борш занялся моим образованием, лично преподавая мне некоторые
предметы и подыскав мне учителей. Это были выпускники теологической семинарии
Пономаренко и Крестовский, которые служили дьяконами в соборе, готовясь стать
армейскими капелланами. Еще со мной занимался доктор Соколов.
Пономаренко учил меня географии и истории, Крестовский - Священному Писанию и
русскому языку, Соколов занимался со мной анатомией и физиологией. Математику и
многие другие предметы преподавал мне сам настоятель.
Мне приходилось нелегко. Хотя я был способным учеником и обладал хорошей
памятью, мне едва хватало времени, чтобы готовиться к занятиям, и не оставалось
буквально ни одной свободной минуты.
Много времени приходилось тратить на дорогу, так как все учителя жили в разных
районах, а доктор Соколов - в форте Чакман, в нескольких милях от города.
Вначале отец и мать хотели, чтобы я стал священником, но настоятель имел свое
мнение по этому вопросу. Он считал, что священник должен не только заботиться о
душах своей паствы, но и обязан знать все об их телесных неудачах и о том, как
врачевать их.
Он был убежден, что обязанности священника и врача должны быть объединены, ведь
только тот врач, который имеет доступ к душе своего пациента, сможет оказать ему
реальную помощь. В то же время только тот будет хорошим священником, кто имеет
медицинское образование, потому что тело и душа взаимосвязаны, и невозможно
лечить одно, если причина недуга кроется во втором.
Отец Борш считал, что я должен получить медицинское образование, но не для того,
чтобы впоследствии работать врачом.
Но сам я хотел для себя иной судьбы. Имея с детства склонность к изготовлению
всякого рода поделок, я мечтал о технической специальности.
И так как еще не было решено, на чем следует остановиться, я продолжал
готовиться на священника и врача, так как многие предметы пригодились бы мне в
любом случае.
Все продолжалось, как и прежде, и я, будучи способным учеником, смог преуспеть в
обоих направлениях и даже нашел время для чтения книг, частью даваемых мне отцом
Боршем, а частью добываемых мной самим.
Отец-настоятель очень тщательно занимался со мной по тем предметам, которые он
выбрал, и зачастую после уроков позволял мне оставаться, угощая чаем и слушая,
как я исполняю духовные песнопения, сочиненные им.
Во время наших частых и продолжительных встреч он беседовал со мной на разные
темы: и те, что касались преподаваемых им предметов, и те, что не имели к ним
отношения. Мало-помалу между нами установились такие доверительные отношения,
что отец Борш стал разговаривать со мной не как с ребенком, а как со взрослым
человеком, как с ровней.
Я так привык к нему что чувство робости, которое я вначале испытывал, совершенно
исчезло. Сохраняя все свое уважение к нему, я тем не менее иногда забывался
настолько, что позволял спорить с ним, что его не только ни в малейшей степени
не обижало, но, как мне теперь кажется, даже радовало.
В беседах со мной отец-настоятель часто обращался к вопросам пола. Относительно
сексуального желания он сказал мне следующее: 'Если юноша, не достигший
зрелости, позволит себе удовлетворить свою страсть, с ним произойдет то же, что
с небезызвестным Исавом, который продал за чечевичную похлебку право
первородства. Потому что, уступив искушению хотя бы один раз, он лишит себя
возможности в дальнейшем быть достойным человеком.
Удовлетворять вожделение до достижения зрелости - все равно, что добавлять спирт
в моллавалльянский мадьяр. (Примечание. Моллавалли - район Карской области, а
мадьяр - это молодое перебродившее вино.) Если влить в это вино хотя бы каплю
спирта, оно превращается в уксус.
Но когда юноша достигнет зрелости, он может делать