Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

мальчиком и считает совершенно

бессмысленным мое дальнейшее пребывание в школе, где мне предстояло потратить

целых восемь лет на то, чтобы получить аттестат, соответствующий начальному

образованию.

И в самом деле, муниципальная школа была устроена абсурдно, так как, отучившись

восемь лет, вы в конце концов получали документ об образовании, соответствующем

трем классам.

Поэтому настоятель Борш убедительно посоветовал моему отцу забрать меня из школы

и обучать дома, предложив свои услуги, пообещав найти мне и других учителей. Он

сказал, что если мне впоследствии понадобится аттестат, я смогу получить его в

любой школе, сдав экзамены за соответствующий класс.

После семейного совета отец так и сделал. Я бросил школу, и с того времени

настоятель Борш занялся моим образованием, лично преподавая мне некоторые

предметы и подыскав мне учителей. Это были выпускники теологической семинарии

Пономаренко и Крестовский, которые служили дьяконами в соборе, готовясь стать

армейскими капелланами. Еще со мной занимался доктор Соколов.

Пономаренко учил меня географии и истории, Крестовский - Священному Писанию и

русскому языку, Соколов занимался со мной анатомией и физиологией. Математику и

многие другие предметы преподавал мне сам настоятель.

Мне приходилось нелегко. Хотя я был способным учеником и обладал хорошей

памятью, мне едва хватало времени, чтобы готовиться к занятиям, и не оставалось

буквально ни одной свободной минуты.

Много времени приходилось тратить на дорогу, так как все учителя жили в разных

районах, а доктор Соколов - в форте Чакман, в нескольких милях от города.

Вначале отец и мать хотели, чтобы я стал священником, но настоятель имел свое

мнение по этому вопросу. Он считал, что священник должен не только заботиться о

душах своей паствы, но и обязан знать все об их телесных неудачах и о том, как

врачевать их.

Он был убежден, что обязанности священника и врача должны быть объединены, ведь

только тот врач, который имеет доступ к душе своего пациента, сможет оказать ему

реальную помощь. В то же время только тот будет хорошим священником, кто имеет

медицинское образование, потому что тело и душа взаимосвязаны, и невозможно

лечить одно, если причина недуга кроется во втором.

Отец Борш считал, что я должен получить медицинское образование, но не для того,

чтобы впоследствии работать врачом.

Но сам я хотел для себя иной судьбы. Имея с детства склонность к изготовлению

всякого рода поделок, я мечтал о технической специальности.

И так как еще не было решено, на чем следует остановиться, я продолжал

готовиться на священника и врача, так как многие предметы пригодились бы мне в

любом случае.

Все продолжалось, как и прежде, и я, будучи способным учеником, смог преуспеть в

обоих направлениях и даже нашел время для чтения книг, частью даваемых мне отцом

Боршем, а частью добываемых мной самим.

Отец-настоятель очень тщательно занимался со мной по тем предметам, которые он

выбрал, и зачастую после уроков позволял мне оставаться, угощая чаем и слушая,

как я исполняю духовные песнопения, сочиненные им.

Во время наших частых и продолжительных встреч он беседовал со мной на разные

темы: и те, что касались преподаваемых им предметов, и те, что не имели к ним

отношения. Мало-помалу между нами установились такие доверительные отношения,

что отец Борш стал разговаривать со мной не как с ребенком, а как со взрослым

человеком, как с ровней.

Я так привык к нему что чувство робости, которое я вначале испытывал, совершенно

исчезло. Сохраняя все свое уважение к нему, я тем не менее иногда забывался

настолько, что позволял спорить с ним, что его не только ни в малейшей степени

не обижало, но, как мне теперь кажется, даже радовало.

В беседах со мной отец-настоятель часто обращался к вопросам пола. Относительно

сексуального желания он сказал мне следующее: 'Если юноша, не достигший

зрелости, позволит себе удовлетворить свою страсть, с ним произойдет то же, что

с небезызвестным Исавом, который продал за чечевичную похлебку право

первородства. Потому что, уступив искушению хотя бы один раз, он лишит себя

возможности в дальнейшем быть достойным человеком.

Удовлетворять вожделение до достижения зрелости - все равно, что добавлять спирт

в моллавалльянский мадьяр. (Примечание. Моллавалли - район Карской области, а

мадьяр - это молодое перебродившее вино.) Если влить в это вино хотя бы каплю

спирта, оно превращается в уксус.

Но когда юноша достигнет зрелости, он может делать