приглашали
лучших врачей, среди которых, как я припоминаю, был главный врач Карса Резник и
бывший военврач Кильчевский, состояние молодой женщины продолжало ухудшаться.
Мой знакомый медбрат ежедневно по указанию доктора Резника приходил к ним, чтобы
делать больной инъекции. Этот человек, чьего имени я, к сожалению, не помню,
часто заходил ко мне, выполнив свои обязанности.
Однажды утром он зашел ко мне, когда я вместе с матерью пил чай. Мы пригласили
его к столу, и во время беседы я среди прочего поинтересовался, как чувствует
себя больная, и был очень огорчен его ответом. Оказалось, что у больной женщины
скоротечная чахотка и дни ее сочтены.
Во время нашего разговора в комнату вошла старая женщина, свекровь больной, и
попросила позволения у моей матери собрать несколько роз в нашем небольшом
садике. Со слезами на глазах она рассказала, что Мариам Ани - так татары
называют Деву Марию - явилась больной женщине во сне и велела ей собрать
лепестки роз, сварить их в молоке и выпить этот отвар. Не переча больной, старая
женщина решила так и сделать. Услышав это, помощник доктора не смог скрыть
улыбки.
Моя мать, конечно, разрешила нарвать роз в нашем саду, и сама пошла помочь ей в
этом. Когда мой знакомый ушел, я тоже отправился в сад, чтобы предложить свою
помощь.
Каково же было наше удивление, когда на следующее утро по дороге на базар я
увидел эту молодую женщину в сопровождении ее свекрови, идущую в армянскую
церковь, где была чудотворная икона Божьей Матери, чтобы возблагодарить ее за
ниспосланное чудесное исцеление. А еще через неделю она вовсю хлопотала по
хозяйству. Доктор Резник назвал это случайностью и вспомнил, что подобное уже
встречалось в его врачебной практике.
Эти случаи, свидетелем которых я оказался, а также и многие другие, о которых я
много слышал во время своих странствий, указывали на существование
сверхъестественных явлений, которые ни в коем случае не могут быть объяснены с
помощью точных наук, которые исключают возможность чего-либо подобного.
Эти противоречия лишили меня душевного покоя, потому что доказательства,
приводимые сторонниками обеих точек зрения, были достаточно убедительными. Я
продолжал свои исследования по этой проблеме, надеясь, что когда-нибудь я найду
истину.
Попытка разгадать эту загадку и привела меня в Эчмиадзин или, как его еще
называют, Вагаршапат. Для армян он то же самое, что Мекка для мусульман и
Иерусалим для христиан. Это резиденция католикоса Армении, а также центр
армянской культуры, где ежегодно проходят грандиозные религиозные празднества и
куда стекаются паломники как из разных уголков Армении, так и со всего мира. Уже
за год до начала этого праздника все окрестные дороги запружены толпами
паломников, идущих пешком, путешествующих на повозках и фургонах на лошадях и
ослах.
Я шел пешком в группе других паломников из Армении, погрузив свои пожитки на
подводу молокан.
Добравшись до Эчмиадзина, я, согласно обычаю направился поклониться святым
местам, а затем пошел в город, чтобы подыскать себе жилье. Но меня постигла
неудача, так как все постоялые дворы (отелей тогда еще не существовало) были
переполнены паломниками. Поэтому я решил, как делали многие, расположиться на
ночлег под повозкой, которая была оставлена возле города. Но было еще рано, и я
отправился к Погосяну, чтобы выполнить данное мне поручение и передать ему
посылку с вещами.
Он жил неподалеку от самого большого постоялого двора, в доме своего дальнего
родственника архимандрита Сурениана. К счастью, я застал его дома. Это был
совсем еще молодой человек, мой ровесник, - очень смуглый, среднего роста, с
небольшими аккуратными усиками. В его глазах таилась печаль и в то же время
полыхал внутренний огонь. Правый глаз слегка косил. В целом он производил
впечатление физически слабого, робкого человека.
Погосян начал расспрашивать меня о своих родителях, а затем, узнав, что я не
нашел себе пристанища, предложил поселиться у него.
Я с благодарностью согласился и сразу же пошел за своими пожитками, оставленными
в повозке молокан. Когда я с помощью Погосяна соорудил себе постель, за нами
пришли, чтобы пригласить на ужин к отцу Сурениану, который встретил меня очень
приветливо и много расспрашивал как о родителях Погосяна, так и о жизни в
Александрополе.
После ужина я в сопровождении Погосяна пошел осмотреть город и поклониться
святым реликвиям. Должен сказать, что во время празднества город не спит всю
ночь, улицы полны