что долгий рассказ утомил моего друга, я предложил отложить продолжение
разговора на другой день, боясь, что такое напряжение помешает выздоровлению
князя. Все время, пока князь болел, мы с Соловьевым навещали его, а когда он
выздоровел и смог покидать свою келью, он стал сам приходить ко мне, и мы каждый
день вели продолжительные разговоры.
Так продолжалось около двух недель до того дня, когда нас позвали в третий
внутренний двор к настоятелю монастыря, который провел с нами беседу с помощью
переводчика. Он назначил нам проводником и помощником одного из старых монахов с
иконоподобным благородным лицом. Было сказано, что этому монаху двести семьдесят
пять лет. После этого мы стали полноправными членами этого братства. Нам
разрешалось ходить по всему монастырю, общаться со всеми монахами. И вот что
меня сразу же заинтересовало. В центре монастырского двора находилось высокое
строение, похожее на храм, где дважды в день для всех, кто жил в монастыре,
устраивались религиозные танцы, в которых участвовали специально обученные
монахи, или же присутствующие слушали религиозные песнопения.
Когда князь Любовецкий полностью выздоровел, он всюду ходил вместе с нами и
объяснял нам все, о чем бы мы его ни спросили. Он был, так сказать, вторым нашим
проводником и помощником. Я не буду описывать в деталях все, что мне довелось
здесь увидеть, может быть, в свое время я посвящу этому отдельную книгу. Но я
хотел бы уделить несколько строчек одной религиозной церемонии, свидетелем
которой мне посчастливилось быть, а также одной загадочной конструкции,
назначение которой я не сразу понял.
Однажды князь Любовецкий получил разрешение взять нас в ту часть монастыря,
которая была предназначена для женщин-монахинь, где они обучались священным
танцам под руководством опытной монахини-учительницы. Князь, зная, что я
интересуюсь законами движения человеческого тела и связью их с психическим
состоянием личности, посоветовал мне посетить этот 'танцевальный класс' и
посмотреть на устройство, с помощью которого обучают танцам юных учениц. Даже на
первый взгляд это устройство казалось очень древним. Оно было сделано из черного
дерева, инкрустированного слоновой костью и жемчугом. Когда это устройство не
использовалось и стояло в сложенном виде, оно напоминало дерево с длинными
опущенными ветвями. Присутствуя во время священнодействия, я увидел, что
устройство состоит из длинного гладкого столба не менее двух метров высоты,
укрепленного на треножнике. От этого столба отходили семь 'ветвей' различных
размеров, каждая из которых в свою очередь состояла из семи сегментов,
увеличивающихся по длине прямо пропорционально расстоянию от столба, то есть
каждая следующая часть была длиннее предыдущей. Каждый сегмент 'ветви' был
соединен с соседним посредством двух полых шаров из слоновой кости. Один шар
находился внутри другого, причем внешний шар не полностью закрывал внутренний,
таким образом конец одного сегмента 'ветви' может быть прикреплен к внутреннему
шару, а конец следующего к внешнему. Эти соединения работали как плечевой сустав
человека и позволяли любому сегменту 'ветви' двигаться в любом желаемом
направлении. На поверхности внутренних шаров были начертаны какие-то символы,
имеющие определенное значение. В этом помещении я заметил еще два таких
устройства, причем возле каждого стоял маленький шкафчик, наполненный
квадратными пластинками из неизвестного мне металла, на которых тоже находились
какие-то надписи. Князь Любовецкий объяснил нам, что эти пластинки только копии,
а оригиналы, сделанные из чистого золота, хранятся у шейха. Знатоки утверждали,
что этим пластинкам и устройству более 4500 лет. Далее князь рассказал, что
надписи на внутренних шарах соответствуют надписям на пластинках, и что
сегменты, скрепленные шарами, нужно размещать определенным образом. Когда все
сегменты установлены в соответствии с определенным планом, юные ученицы часами
рассматривают и запоминают их расположение. Пройдет много лет, прежде чем эти
девочки смогут принимать участие в религиозных ритуалах и исполнять священные
танцы в храме. Они должны овладеть этим искусством в совершенстве. Каждая
позиция танца так же, как и каждое расположение сегментов древнего устройства
наделены определенным смыслом. Они как бы являются отдельными буквами особого
алфавита, известного каждому из обитателей этого монастыря. И когда вечером в
главном храме начинается этот священный ритуал, монахи,