Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

глядя на танцующих

девушек, 'прочитывают' этот танец, как мы прочитываем книгу, и познают

заключенную в нем истину, помещенную туда нашими далекими предками. Эти танцы

доносят до нас информацию, содержащую сведения о давних событиях, передаваемую

из века в век.

Эти юные девушки, обучающиеся священным танцам по обету, данному их родителями,

или по каким-либо другим причинам, посвящают всю свою жизнь служению Всевышнему.

Их отдают в монастырь в раннем детстве, где их обучают всему необходимому для их

будущего служения.

Когда, посетив этих учениц, я затем отправился посмотреть исполнение танцев

опытными монахинями-танцовщицами, я был поражен не тайным смыслом ритуала,

который я как раз не понял, но совершенством их мастерства. Ни в Европе, ни в

другой части света, где я жил, я не видел ничего подобного.

Мы прожили в этом монастыре около трех месяцев и уже настолько привыкли к тому,

что нас окружало, что не могли себе представить иной жизни. Но однажды ко мне

подошел князь и с грустным выражением лица сообщил, что его сегодня пригласил

настоятель монастыря, где у них произошел важный разговор в присутствии еще

нескольких монахов.

'Настоятель сказал мне, - продолжал князь Любовецкий, - что мне осталось жить

всего три года, и он советует мне провести это время в монастыре, который

расположен на северном склоне Гималаев, если я не имею собственных планов на

этот срок. Настоятель предложил мне свою помощь, обещая сделать так, чтобы эти

годы прошли как можно полноценнее, приблизив меня к истине, которую я так долго

искал.

Я принял это предложение без колебаний, и мы условились, что я покину монастырь

через три дня в сопровождении опытного проводника. И я хочу провести эти дни,

общаясь с вами, моим самым близким другом'.

Неожиданность этого сообщения ошеломила меня так, что в течение некоторого

времени я не мог вымолвить ни слова. Когда ко мне вернулся дар речи, я только и

смог спросить его: 'Это правда?' 'Увы, да, - ответил князь, - и я надеюсь, что

сумею наверстать время, которое я так бессмысленно тратил, имея в своем

распоряжении столько возможностей. А вы продолжайте думать обо мне, как о

человеке, который давно умер. Вы же говорили, что заказали панихиду по мне,

считая, что я погиб в одной из моих многочисленных экспедиций. Так давайте же,

встретившись при таких счастливых обстоятельствах, расстанемся без печали'.

Князь был очень спокоен, говоря мне все это, но мне было тяжело смириться с

мыслью, что я вновь должен потерять этого удивительного человека, ставшего моим

лучшим другом. В течение этих трех дней мы почти непрерывно говорили с князем, и

когда он улыбался, мое сердце разрывалось на части, потому что эта улыбка была

проявлением любви, доброты и терпения. И вот настал печальный день расставания,

и я сам помогал грузить караван, который должен был увезти моего друга навсегда.

Когда всадники двинулись в путь, князь обернулся и, взглянув на меня, трижды

благословил.

Мир твоей душе, святой человек.

Завершая эту главу, посвященную моему другу князю Юрию Любовецкому, я хочу

рассказать о трагической гибели Соловьева, которая произошла при чрезвычайных

обстоятельствах.

Смерть Соловьева

Вскоре после того, как окончилось наше пребывание в горном монастыре, Соловьев

присоединился к группе людей, посвятивших свою жизнь поискам истины, о которых я

уже упоминал. Я конечно же дал ему необходимые рекомендации. Он стал

полноправным членом этого общества, и с тех пор, благодаря его упорным

сознательным усилиям, он смог не только достичь огромных успехов, работая над

собой, но в то же время принимал самое активное участие во всех наших

экспедициях.

Во время одного из таких путешествий в 1898 году он умер от укуса дикого

верблюда в пустыне Гоби. Я опишу обстоятельства, при которых произошло это

трагическое событие, как можно подробнее не только из-за смерти моего друга. Мне

также хочется уделить особое внимание нашему способу пересечения пустыни,

довольно необычному который может оказаться полезным другим путешественникам. Я

начну свой рассказ с того момента, когда, пройдя с огромными трудностями от

Ташкента до берегов реки Шаракшан, перебравшись через множество высоких гор, мы

достигли Ф. - очень маленького поселка на окраине пустыни Гоби.

Мы решили, прежде чем начинать запланированный переход через Гоби, остаться в

этом поселке на несколько недель, чтобы хорошенько отдохнуть, а также,

расспрашивая местных жителей, узнать все легенды и поверья,