не помню точно, какое имя придумал себе Еким-бей, кажется, Ганез
Ганзин. Расклеенные нами по всему городу афиши сообщали, что известный индийский
факир со своим помощником Салаканом выступят вечером следующего дня в одном
клубе, где будут демонстрировать свои сверхъестественные способности,
гипнотизируя людей и творя другие чудеса.
Наш новый знакомый из отдела объявлений помог нам получить разрешение полиции на
это выступление, и вскоре почти все жители Старого и Нового Ташкента были
оповещены о предстоящем необыкновенном представлении.
К тому времени мы отыскали двоих безработных парней, бывших жителей России, и,
заставив их предварительно посетить баню, привели к себе в гостиницу и
подготовили к выступлению на сеансе гипноза в качестве наших ассистентов. На
нашем представлении мы сумели привести их в такое состояние гипноза, что они не
чувствовали, когда им втыкали в грудь булавки, зашивали рот или, поместив между
двумя стульями так, что ноги были на одном, а голова на другом, клали им на
живот значительные тяжести.
Но что особенно поразило присутствовавших на этом сеансе достаточно образованных
людей -врачей, чиновников, офицеров - это способность Еким-бея 'угадывать' их
имена, возраст и другое с помощью метода, который я уже описал. Короче говоря, к
концу нашего выступления мы не только поправили свое материальное положение, но
и получили сотни предложений на обеды и ужины в домах самых видных жителей этого
города. К тому же побывавшие на сеансе женщины разных сословий оказывали нам
явные знаки внимания, что нам очень льстило.
Выступая в течение трех вечеров с огромным успехом, мы заработали достаточно
денег для продолжения путешествия, поэтому решили без промедления уехать отсюда,
хотя бы для того, чтобы избавиться от назойливого внимания наших многочисленных
поклонников.
Заканчивая эту главу и вспоминая свои многочисленные экспедиции и странствия по
самым отдаленным районам Азии, я не могу не упомянуть о тех странных
представлениях об этом континенте, которые сложились у большинства европейцев.
Прожив пятнадцать лет в Европе, тесно общаясь с людьми разных слоев общества и
разных национальностей, я пришел к выводу, что европейцы ничего не знают об
Азии. Большинство жителей Европы полагают, что это большой, малоизученный
континент, граничащий с Европой и населенный дикими или, в лучшем случае,
полудикими племенами.
Даже о размерах этого континента они имеют весьма смутное представление, не
предполагая, что на территории Азии уместится несколько Европ. А между тем, Азию
населяют представители множества наций и рас. И эти 'дикие племена' достигли
такого развития некоторых областей знаний, например медицины, астрологии,
естественных наук, которое и не снилось европейцам.
ЧАСТЬ VIII
ПЕТР КАРПЕНКО
Эта глава посвящена Петру Карпенко, моему другу детства, ставшему впоследствии
выдающимся горным инженером, которого теперь уже с нами нет... Может быть, он
был удостоен Царствия Небесного!
Я думаю, чтобы дать читателю верное представление о личности Петра Карпенко и
представить интересный материал, имеющий познавательную ценность, следует начать
эту главу с рассказа о тех обстоятельствах, в которых зарождалась наша дружба и
духовная близость, и затем поведать читателю о нескольких интересных событиях,
которые происходили с нами в экспедициях, а также трагических обстоятельствах,
при которых он погиб.
Наша близкая дружба началась, когда мы были еще подростками. Я опишу
обстоятельства, при которых это произошло, как можно подробнее, так как это
позволит читателю лучше узнать психологию юных бездельников, многие из которых
впоследствии стали выдающимися людьми.
Тогда мы жили в Карее, и я уже пел в церковном хоре. Следует напомнить, что
после отъезда моего учителя Богаевского, который получил к тому времени место
полкового капеллана, и последовавшей вскоре смерти моего опекуна настоятеля
Борша я остался на перепутье и не знал, что делать. Потеряв почти одновременно
двух самых близких моих друзей, чьи наставления очень помогали мне, и зная, что
мои родители в ближайшем будущем собираются возвратиться в Александрополь, я
решил не ехать вместе с ними, а отправиться в Тифлис и поступить в знаменитый
так называемый архидьяконский хор, куда меня неоднократно приглашали, что,
конечно, очень льстило моему юношеском самолюбию. И как раз в это время, когда я
предавался подобным мечтам, свидетельствующим о моем легкомыслии и наивности, ко
мне прибежал