Азии знает, что это всего лишь
бессовестное надувательство.
Чтобы показать, какую путаницу внесло ошибочное понимание европейцами значения
этого слова, я думаю, будет достаточно сказать, что, побывав почти во всех
странах, где, как представляется жителям Европы, этих факиров должно быть
больше, чем мух, я не встретил ни одного. Но совсем недавно я 'имел счастье'
видеть настоящего фахра - в азиатском значении этого слова. И где бы вы думали?
Нет, не в Индии или другом уголке Азии, а в самом центре Европы, в городе
Берлине.
Я шел по Курфюрстендамм, направляясь к центральному входу Зоологического сада,
когда заметил на газоне калеку без обеих ног, который, сидя на тележке, крутил
ручку допотопной шарманки.
В Берлине, столице Германии, как и в других центрах современной цивилизации,
запрещается открыто просить милостыню, но всякий, кто хочет заниматься этим и не
иметь неприятностей с полицией, может без помех крутить ручку шарманки,
продавать пустые спичечные коробки или непристойные открытки.
Этот нищий, одетый в форму германского солдата, выступал с шарманкой, которая
почти не играла. Когда я, проходя мимо, бросил ему несколько мелких монет и
рассеянно заглянул в лицо, мне показалось, что я знаю этого человека. Я не стал
его расспрашивать, так как ни в те времена, ни сейчас не отваживаюсь
заговаривать первым на улице на своем ломаном немецком.
Когда, закончив свои дела, я возвращался обратно тем же самым путем, инвалид был
на прежнем месте. Я замедлил шаг и пристально вгляделся в его лицо, пытаясь
вспомнить, где я видел этого человека, но и на этот раз память подвела меня. И
только значительно позже, сидя в кафе, я понял, что это был муж одной дамы,
которая пришла ко мне несколько лет тому назад в Константинополе с просьбой
оказать ей медицинскую помощь. Ее мужем был, если не ошибаюсь, бывший русский
офицер, эмигрировавший в Константинополь вместе с армией барона Врангеля.
Постепенно я припомнил, что у этой женщины было выбито плечо, а все тело покрыто
синяками. Пока я пытался вправить ей выбитый сустав, она рассказала мне, что ее
избил муж за то, что она не захотела продать себя за приличную сумму богатому
испанскому еврею. С помощью докторов Викторова и Максимовича я кое-как вправил
ей плечо, и она ушла.
Через две или три недели после этого, когда я сидел в русском ресторане под
названием 'Черная роза', эта женщина подошла ко мне. Указав на мужчину,
сидевшего за ее столиком, она сказала: 'Это мой муж. Я вернулась к нему. Он
неплохой человек, просто иногда теряет самообладание'. Проводив ее глазами, я
наконец понял, кем она была. Все оставшееся время, что я провел в этом
ресторане, я не спускал глаз с ее мужа, потому что меня интересовал этот редкий
тип людей.
И вот теперь тот же самый русский офицер, без ног, в форме солдата германской
армии, крутил ручку сломанной шарманки и собирал мелкие монеты. За день
сердобольные прохожие насыпали целую шапку монет этой несчастной жертве войны.
Вот кто, по-моему, был настоящим факиром в том значении этого слова, которое ему
придают жители Азии. А что касается его ног, так дай Бог мне иметь всю жизнь
такие крепкие и здоровые, как у него!
Но довольно об этом, вернемся к прежнему повествованию.
Итак, мы увидели азнавуряна и, поприветствовав его, уселись на землю рядом с
ним. Прежде чем перейти к расспросам, мы начали разговор издали, соблюдая все
традиционные правила вежливости, принятые в этой местности.
Следует заметить, что психология жителей этого региона принципиально отличается
от психологии европейцев. У последних обычно что на уме, то и на языке. У
азиатов это не принято, они обладают амбивалентной психологией. Как бы вежлив и
радушен ни был в общении с вами представитель этих народов, он при этом может
ненавидеть вас всеми фибрами своей души и только о том и думать, как бы
причинить вам какое-нибудь зло.
Многие европейцы, десятилетиями живущие среди азиатов, так иногда и не осознают
этой их характерной особенности и судят о них по себе, из-за этого очень часто
попадая в различные неприятные и даже опасные ситуации, которых вполне можно
было избежать. Коренные обитатели азиатского континента очень горды и
самолюбивы. Каждый азиат, вне зависимости от социального и материального
положения, требует проявления к себе внимания и уважения.
В их среде не принято в разговоре сразу переходить к главному. Следует
переходить к тому, что вас интересует, как бы невзначай, между прочим. Если вы
не