более подробно одну из наших встреч и последовавшее за ней
длительное совместное путешествие, во время которого профессор Скридлов испытал
нечто вроде катарсиса, изменившего весь его душевный строй, и с тех пор стал
действовать, руководствуясь не только своими логическими умозаключениями, но
также повинуясь чувствам и инстинктам. И последние даже начали доминировать в
его поведении, так сказать, играть первую скрипку.
Я столкнулся со Скридловым совершенно случайно в России вскоре после того, как
покинул Константинополь, где я навещал князя Любовецкого. Я направлялся в
Закавказье и как-то сидел в станционном буфете, расправляясь со знаменитой
'говяжьей' отбивной котлетой, изготовленной из конины, которую поставляют в
железнодорожные буфеты казанские татары. Внезапно чья-то рука дружески
опустилась на мое плечо. Я обернулся и увидел своего друга профессора Скридлова.
В ходе беседы выяснилось, что он следовал тем же поездом, что и я, направляясь к
своей дочери, которая проходила в Пятигорске курс лечения минеральной водой.
Обрадовавшись этому случайному свиданию, мы решили провести остаток дороги
вместе, и профессор Скридлов перебрался из второго класса в третий, в котором я
ехал. Мы говорили с ним всю дорогу.
Он рассказал, что после того как осмотрел развалины Вавилона, вернулся в Тибет и
продолжил раскопки. За два года, проведенные в путешествиях и археологических
исследованиях, он сделал немало научных открытий и узнал массу интересных вещей,
но в конце концов начал ужасно тосковать по России и по своим детям и решил,
сделав перерыв в своих научных изысканиях, вернуться на некоторое время на
родину.
Приехав в Россию, он сперва отправился в Санкт-Петербург, а затем в Ярославль,
чтобы повидать свою старшую дочь, а сейчас он ехал к младшей, которая за время
его отсутствия подарила ему двоих внуков. Сколько он пробудет в России и что
будет делать дальше, он пока не знал.
В свою очередь я рассказал ему, как провел те два года, что мы не виделись.
Увлеченный исламом, я, проявив немалую изобретательность, сумел пробраться в
Мекку и Медину, недоступные христианам, надеясь там, в самом сердце этой
религии, получить ответы на мучившие меня вопросы.
Но все мои усилия были тщетны, я не узнал ничего существенного. Мне стало ясно,
что если эта религия и таит в себе какую-то тайну, то искать ее надо не в Мекке
или Медине, а в Бухаре, где с самого начала концентрировалось все, что касалось
ислама, все знания и священные тексты. Так как я не терял надежду приобщиться к
высшей истине, я решил отправиться в Бухару вместе с группой пилигримов, которые
после хаджа в Мекку и Медину возвращались домой и с которыми я намеренно
установил самые добрые отношения.
Затем я рассказал профессору Скридлову о том, что помешало мне тогда осуществить
свой план и проникнуть в Бухару, о том, как по просьбе князя Любовецкого,
встреченного мной в Константинополе, я сопровождал в Тамбов к его сестре одну
девушку. Только что вернувшись из этой поездки, я собирался навестить своих
родителей и пробыть в Закавказье некоторое время, а затем как следует
подготовиться к нелегкому путешествию в Бухару и отправиться туда... '...вместе
с вашим другом Скридловым', - закончил мою последнюю фразу профессор.
Он добавил, что уже в течение трех лет мечтает побывать в Бухаре и Самарканде,
так как это необходимо ему для проверки исторических фактов, связанных с
Тамерланом, для того чтобы пролить свет на некоторые темные пятна истории. В
последнее время желание отправиться туда стало особенно сильным, и причина его
колебаний заключалась лишь в отсутствии подходящего спутника. Узнав, что я как
раз собираюсь в интересующий его регион, он сообщил, что будет рад составить мне
компанию, если я ничего не имею против.
Встретившись в Тифлисе через два месяца, как договаривались, мы направились в
Закавказский регион, имея конечной целью Бухару, но, достигнув развалин древнего
Мерва, провели там целый год.
Чтобы пояснить, почему это произошло, я должен сперва сказать, что задолго до
того, как мы решили вместе отправиться в Бухару, профессор и я часто мечтали и
даже строили планы о том, как нам попасть в Кафиристан, страну, абсолютно
недоступную для европейцев, и поэтому такую вожделенную.
Мы желали этого особенно сильно потому, что, согласно информации, которую нам
удалось добыть, общаясь со множеством людей, там, вполне возможно, скрывались
ответы на волнующие нас вопросы как психологического, так