время понемногу заниматься
раскопками. Наша подготовка в основном состояла в заучивании священных
персидских религиозных текстов и в овладении местной речью, полной образных
выражений и иносказаний. Также мы должны были отрастить волосы, чтобы стать
похожими на людей, за которых собирались себя выдавать. Малейшая недоработка в
этом вопросе грозила нам смертельной опасностью.
Только через год, проведенный в усердной подготовке, мы были удовлетворены
достигнутыми успехами как в изучении священных сур Корана, так и в приобретении
необходимой внешности для нашего предприятия.
И вот в одно прекрасное утро мы покинули развалины Мерва и, добравшись пешком до
станции Байрам-Али на Центральной азиатской железной дороге, сели в поезд,
идущий в Чарджоу Оттуда мы двинулись вверх по Амударье.
Это случилось на берегах Амударьи - реки, которая когда-то звалась Оксус и,
обожествляемая некоторыми народами Центральной Азии, была местом зарождения
современной цивилизации. И вот во время нашего путешествия вверх по реке вместе
с профессором Скридловым случилось одно происшествие, неожиданное для
европейцев, но вполне соответствующее традициям местной патриархальной морали,
еще не подвергшейся воздействию современной цивилизации, жертвой которого стал
один хороший старый человек. Воспоминания об этом инциденте до сих пор
заставляют меня чувствовать угрызения совести, так как из-за нас один почтенный
старец лишился всех своих сбережений, и возможно навсегда. Я хочу описать эту
часть нашего путешествия в страну, недоступную для европейцев, как можно
подробнее, и описать его в стиле литературной школы, которую я посещал в юности.
Этот цветистый стиль живет и здравствует, как мне кажется, как раз на берегах
этой великой реки - стиль, который я называю так: минимум мыслей и максимум
эмоций.
В верхнем своем течении Амударья именуется Пянджем, далее протекает через
Гиндукуш и впадает в настоящее время в Аральское море, хотя прежде, по некоторым
данным, впадала в Каспийское море.
В период времени, к которому относится мое повествование, эта река омывала
границы многих стран - бывшей России, Хивинского и Бухарского ханств,
Афганистана, Кафиристана, Британской Индии и других.
Прежде движение по этой реке осуществлялось на плотах особой конструкции, а
затем, когда этот регион был захвачен Россией, здесь появились речные пароходы,
выполнявшие военные задачи и, кроме того, осуществлявшие грузовые и пассажирские
перевозки между Аральским морем и верховьями Амударьи.
Итак, я начинаю, чтобы немного поразвлечь вас, повествование в стиле
вышеупомянутой литературной школы.
Амударья... Волшебный предрассветный час. Горные вершины позолочены нежными
лучами восходящего солнца. Тишину этого божественного уголка природы нарушает
только монотонное бормотанье реки и крики пробудившихся птиц и зверей. Идет
девятый день нашего путешествия.
Первые два дня мы плыли медленно, но без остановок, а на третий день надолго
стали на прикол, дожидаясь, пока сильный и своенравный поток не смоет песчаный
нанос и не позволит нам продолжать движение.
Через 36 часов повторилось то же самое, и вот уже третий день наш пароход
неподвижен.
Пассажиры и команда терпеливо ждут, пока своенравная река не смилостивится над
нами, освободив путь.
В этом нет ничего необычного - такова Амударья. Ее русло на всем протяжении
утопает в глубоких песках. Очень сильное течение и нестабильный объем
переносимой воды то намывают песчаные наносы в самых неожиданных местах, то
подтачивают берега, отчего русло реки постоянно меняется.
Вверх по течению пароходы двигаются очень медленно, зато внизу несутся на
бешеной скорости с остановленными двигателями.
Вы никогда не знаете даже приблизительно, сколько времени у вас займет дорога,
поэтому пассажиры, следующие вверх по течению, на всякий случай запасаются
огромным количеством провизии.
Время года, в которое проходило наше путешествие, было наименее благоприятным
для судоходства из-за низкого уровня воды в реке. Настала зима, сезон дождей
прошел, в горах, откуда берут свое начало здешние реки, закончилось массовое
таяние снега.
Это путешествие не может считаться особенно комфортным и потому, что как раз в
эту пору года перевозится очень много грузов и пассажиров. Весь пароход забит
тюками с хлопком, овощами и сушеными фруктами, выращенными на плодородных землях
здешних оазисов, отовсюду раздается блеяние перевозимых каракулевых овец.
Оставшееся на палубе пространство