жизненного опыта, не
испытал, не продумал и не прочувствовал то, что испытал, продумал и
прочувствовал я.
Нет, профессор, в тысячу раз легче, как говорится в Евангелии, верблюду пролезть
в игольное ушко, чем передать другому свою веру, свои чувства, свое
мировоззрение.
Прежде я думал так же, как и вы, и даже выбрал стезю миссионера, чтобы
распространять среди других людей веру в Иисуса Христа. Я хотел сделать каждого
встречного таким же счастливым, каким я стал, обретя веру. Но передать свою веру
другому человеку, рассказав о ней, так же невозможно, как накормить человека,
показав ему хлеб.
Человек обретает веру, как я уже говорил, переосмысливая весь свой душевный
опыт, в то время как знание является всего лишь механическим запоминанием слов в
определенной последовательности.
При всем желании невозможно передать другому даже частичку своего внутреннего
мира, своей души, которая формировалась на протяжении всей жизни. Недавно,
наблюдая за другими братьями, я понял, что восприятие информации во многом
зависит от личности человека, сообщающего ее. Чтобы пояснить свои слова, приведу
пример. Должен сказать, что в нашем ордене есть два очень старых монаха, одного
зовут брат Эл, другого брат Сез. Они добровольно взяли на себя обязательство
регулярно объезжать все наши монастыри и читать проповеди, разъясняя сущность
нашего вероучения.
Наше братство состоит из четырех монастырей:
один - тот монастырь, где мы сейчас находимся, второй - в долине Памира, третий
- на Тибете, а четвертый - в Индии. И двое братьев постоянно переезжают из
одного монастыря в другой, проповедуя в каждом.
У нас они бывают раз или два в году. Их приезд считается здесь великим событием.
Все время, что эти братья находятся в нашем монастыре, душа каждого из нас
испытывает неземной восторг и блаженство.
Проповеди обоих праведных старцев, хотя оба и говорят нам об одной и той же
истине, производят на присутствующих, а особенно на меня, неодинаковое
впечатление.
Когда говорит брат Сез, кажется, что это птица поет в райских садах, все слушают
его в полном молчании, обращая, так сказать, глаза в свою душу. Его голос
струится, как прозрачный горный родник, и единственное желание присутствующих -
внимать волшебному голосу брата Сеза.
Проповедь брата Эла производит совсем иное впечатление, потому что он вследствие
своего преклонного возраста говорит очень тихо и неразборчиво. Никто из нас не
знает точно, сколько ему лет и хотя брат Сез тоже очень стар (говорят, ему около
трехсот лет), но он производит впечатление здорового, бодрого человека.
Дряхлость брата Эла бросается в глаза.
Я заметил, что чем сильнее впечатление от проповеди брата Сеза, тем быстрее оно
проходит, не оставляя ничего в душе. Но с братом Элом все обстоит иначе. И хотя
сперва его слова как будто не задевают слушателей, оставляя их почти
равнодушными, но впоследствии они всплывают в памяти и переосмысленные на основе
собственного опыта, остаются в сердце навсегда.
Когда мы с братьями осознали это и задумались над тем, почему эти проповеди
производят такое разное впечатление, то в конце концов пришли к единому мнению,
что проповеди брата Сеза - это продукт его ума, и поэтому они воздействуют
только на ум, проповеди же брата Эла, рождаясь в его душе, воздействуют на душу
слушателя, поэтому и производят более сильное и глубокое впечатление.
Да, уважаемый профессор, знание и понимание - это разные вещи. Нужно стремиться
к пониманию, только оно ведет к Господу.
И чтобы научиться понимать явления природы, соответствующие или противоречащие
ее законам, человек должен сперва сознательно усвоить и осмыслить огромный объем
информации, касающейся объективной истины и реальных событий, которые
происходили на земном шаре в прошлом, и затем пропустить их через себя,
соединить со своим жизненным опытом'.
Я никогда не забуду эти поучительные беседы с отцом Джованни. Многие необычные
вопросы, которые никогда не придут в голову современному человеку, возникали у
нас с профессором Скридловым, и этот необыкновенный человек отец Джованни давал
на них исчерпывающие содержательные ответы. Одно из этих объяснений, которое
последовало в ответ на вопрос, заданный профессором за два дня до того, как мы
покинули монастырь, представляет особую ценность благодаря глубине заключенных в
нем мыслей и, возможно, будет интересным и поучительным для тех наших
современников, которые уже достигли зрелого возраста. Этот вопрос непроизвольно