Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 2)

к этой несчастной женщине,

я купил его, потратив почти все свои сбережения. Дома я обнаружил, что к

аппарату прилагались многочисленные валики, большинство из которых пришли в

негодность. Но там было несколько хорошо сохранившихся валиков без записей.

Я провел в Баку еще несколько дней с весьма скудным остатком средств и стал

думать, как пополнить свой бюджет. Однажды, когда я сидел в своей комнате ломая

голову над этой проблемой, мой взгляд случайно остановился на фонографе. Меня

внезапно осенила одна идея, и я немедленно приступил к ее осуществлению.

Уладив дела в Баку, я в тот же день сел на корабль и уже через пять дней

оказался в Красноводске, где собирался улучшить свое материальное положение с

помощью фонографа.

Должен отметить, что фонограф был в этом регионе в диковинку, и я первый

познакомил местных жителей с этим чудесным изобретением.

Как я уже упоминал, к этому аппарату прилагалось несколько валиков без записей,

и я, отыскав в этом городе талантливого уличного музыканта, записал на часть

валиков несколько популярных мелодий, а на оставшиеся - серию пикантных турецких

анекдотов.

Затем я приобрел две дополнительные слуховые трубки к тем четырем, что уже

имелись (вы, может быть, знаете, что первые фонографы Эдисона имели слуховые

трубки), и отправился на базар, где открыл свой оригинальный аттракцион.

Я установил цену в 5 копеек с каждой слуховой трубки, и можете себе представить,

что за все время, что я просидел на базаре, а это продолжалось в течение

нескольких дней, не было минуты, чтобы хоть одна слуховая трубка лежала без

употребления. К концу каждого базарного дня я зарабатывал сумму никак не

меньшую, чем получали самые богатые предприниматели в этом городе.

После Красноводска я отправился в Кызыл-Арват и здесь не раз был приглашен со

своим аппаратом в дома богатых турок. За эти представления я получил немалое

количество теньге, а один раз мне даже подарили два отличных текинских ковра.

Когда первое любопытство населения этого города было удовлетворено, я сел на

поезд, намереваясь продолжить это прибыльное занятие в Ашхабаде, но,

столкнувшись в вагоне этого поезда с одним из членов нашего 'Общества искателей

истины', я заключил пари, которое заставило меня отказаться от карьеры уличного

музыканта.

Этим моим другом оказалась неподражаемая госпожа Витвицкая, которая всегда

носила мужскую одежду. Она принимала участие во всех наших опасных и

утомительных экспедициях в малоисследованные регионы Азии, Африки и даже

Австралии с ее островами.

Она собиралась участвовать и в предстоящей экспедиции, а так как до назначенного

дня оставалось еще несколько месяцев, решила отправиться из Варшавы в Андижан,

где жила ее сестра со своим мужем, торговым представителем одной познаньской

текстильной фирмы, и хорошенько отдохнуть перед долгим путешествием.

В поезде мы говорили обо всем на свете, и я, среди прочего, упомянул о своем

прибыльном предприятии.

Не помню точно, с чего началась дискуссия, в результате которой мы решили

заключить пари, но я обязался заработать конкретную сумму денег к точно

установленному дню, соблюдая при этом определенные условия.

Это пари так заинтересовало Витвицкую, что она решила не только остаться и

посмотреть, как я буду осуществлять свой план, но даже вызвалась помогать мне.

Должен признать, что я сам был увлечен этой сложной задачей и решил победить во

что бы то ни стало. Еще в поезде я все тщательно продумал - и тактику, и

стратегию и в качестве первого шага составил следующее объявление:

'Универсальная мастерская.

Не проходите мимо! Здесь вас обслужат в рекордно короткий срок! Спешите

воспользоваться нашими услугами, приносите все, что нуждается в починке!

Мы чиним швейные и пишущие машинки, велосипеды, граммофоны, музыкальные ящики,

электро-, фото- и медицинскую аппаратуру, примусы, часы, все виды музыкальных

инструментов - аккордеоны, гитары, скрипки и т.д.

Мы чиним замки и оружие всех видов.

Мы чиним, обиваем и покрываем лаком любую мебель как в мастерской, так и у вас

на дому.

Мы чиним, покрываем лаком и настраиваем пианино и фисгармонии.

Мы устанавливаем и чиним электрическое освещение, телефоны и звонки.

Мы чиним зонты.

Мы чиним детские игрушки, кукол и резиновые изделия всех видов.

Мы чистим и восстанавливаем ковры, шали, гобелены, меха и т.д.

Мы выводим пятна любого происхождения.

Мы склеиваем разбитый фарфор, реставрируем картины и любые другие антикварные

изделия.

Наша мастерская обладает