И-Цзин

Канон Перемен

КАНОН ПЕРЕМЕН

'Канон перемен', или в менее точном, но более известном переводе

'Книга перемен' ('И цзин', другое название 'Чжоу и'), относится

к числу величайших и одновременно наиболее загадочных творений

человека. С точки зрения породившей его китайской культуры (древ-

нейшей из ныне существующих на земле) он представляет собой тво-

рение Сверхчеловека, запечатлевшего в особых символах и знаках

тайну мироздания. 'Канон перемен' - Книга книг, одно из духовных

чудес света.

'Чжоу и' включает в себя каноническую часть (в двух разделах),

созданную, видимо, в VIII-VII вв. до н.э., - собственно 'И цзин' и

комментирующую часть, созданную в VI-IV вв.до.н.э.,- 'И чжуань' (или'Ши

и' - 'Десять крыльев', то есть семь комментариев - чжуань, три из которых

имеют по два раздела), в которой важнейшее значение имеет 'Си цы чжуань'

('Комментарий привязанных афоризмов'). Специфическую основу 'И цзина'

составляют 64 гексаграммы (люшисы гуа) - особые графические символы,

состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой

и прерванной - во всех возможных сочетаниях. Черты, называемые девяткой и

шестеркой, истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил

инь (прерванная) и ян (целая), а их комбинации - как знаки более

конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в

этой системе играют 8 триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черт,

считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой

восьмеричный набор универсалий.

8.Кунь 7.Гэнь 6.Кань 5.Сюнь 4.Чжэнь 3.Ли 2.Дуй 1.Цянь верхние

триграммы

нижние

2 23 8 20 16 35 45 12 8.Кунь

15 52 39 53 62 56 31 33 7.Гэнь

7 4 29 59 40 64 47 6 6.Кань

46 18 48 57 32 50 28 44 5.Сюнь

24 27 3 42 51 21 17 25 4.Чжэнь

36 22 63 37 55 30 49 13 3.Ли

19 41 60 61 54 38 58 10 2.Дуй

11 26 5 9 34 14 43 1 1.Цянь

Цянь - творчество, крепость, небо, отец;

Кунь - исполнение, самоотдача, земля, мать;

Чжэнь - возбуждение, подвижность, гром, первый сын;

Кань - погружение, опастность, вода, второй сын;

Гэнь - пребывание, незыблемость, гора, третий сын;

Сюнь - утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь;

Ли - сцепление, ясность, огонь, вторая дочь;

Дуй - разрешение, радостность, водоем, третья дочь.

В философском аспекте каждая черта может быть иньской или янской, а в

гадательном - еще и 'молодой' или 'старой'. Обладая этими свойствами,

черты занимают определенные позиции в гексаграмме, которые могут им

соответствовать или нет. Чертам ян соответствуют нечетные позиции, чертам

инь - четные, поэтому наиболее гармоничной в данном смысле является

гексаграмма 63 Цзи цзи (Уже конец), а дисгармоничной - парная ей по

принципу противоположности 64 Вэй цзи (Еще не конец). Первая (нижняя)

позиция знаменует начало, зарождение процесса; вторая - апогей его

внутреннего развития; третья - кризисный переход от внутреннего состояния

к внешнему; четвертая - внешнее обнаружение процесса; пятаяего

максимальное проявление; шестая - завершение или перерождение в иной

процесс. Позиции также символизируют следующие свойства и образы: 1 -

твердость, ступни, простолюдин; 2 - мягкость, голени, служилый; 3 -

справедливость,бедра, вельможа; 4 - гуманность, туловище, придворный; 5 -

яновость, плечи, государь; 6 - иневость, голова, совершенномудрый.

Две нижние, две средние и две верхние позиции занимают две диграммы,

соотносимые соответственно с тремя главными уровнями мироздания -

земным,человеческим, небесным.

Три нижние и три верхние позиции занимают две триграммы,первая из

которых символизирует внутреннюю, наступающую, созидающую ситуацию, а

вторая