КАНОН ПЕРЕМЕН
'Канон перемен', или в менее точном, но более известном переводе
'Книга перемен' ('И цзин', другое название 'Чжоу и'), относится
к числу величайших и одновременно наиболее загадочных творений
человека. С точки зрения породившей его китайской культуры (древ-
нейшей из ныне существующих на земле) он представляет собой тво-
рение Сверхчеловека, запечатлевшего в особых символах и знаках
тайну мироздания. 'Канон перемен' - Книга книг, одно из духовных
чудес света.
'Чжоу и' включает в себя каноническую часть (в двух разделах),
созданную, видимо, в VIII-VII вв. до н.э., - собственно 'И цзин' и
комментирующую часть, созданную в VI-IV вв.до.н.э.,- 'И чжуань' (или'Ши
и' - 'Десять крыльев', то есть семь комментариев - чжуань, три из которых
имеют по два раздела), в которой важнейшее значение имеет 'Си цы чжуань'
('Комментарий привязанных афоризмов'). Специфическую основу 'И цзина'
составляют 64 гексаграммы (люшисы гуа) - особые графические символы,
состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой
и прерванной - во всех возможных сочетаниях. Черты, называемые девяткой и
шестеркой, истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил
инь (прерванная) и ян (целая), а их комбинации - как знаки более
конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в
этой системе играют 8 триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черт,
считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой
восьмеричный набор универсалий.
8.Кунь 7.Гэнь 6.Кань 5.Сюнь 4.Чжэнь 3.Ли 2.Дуй 1.Цянь верхние
триграммы
нижние
2 23 8 20 16 35 45 12 8.Кунь
15 52 39 53 62 56 31 33 7.Гэнь
7 4 29 59 40 64 47 6 6.Кань
46 18 48 57 32 50 28 44 5.Сюнь
24 27 3 42 51 21 17 25 4.Чжэнь
36 22 63 37 55 30 49 13 3.Ли
19 41 60 61 54 38 58 10 2.Дуй
11 26 5 9 34 14 43 1 1.Цянь
Цянь - творчество, крепость, небо, отец;
Кунь - исполнение, самоотдача, земля, мать;
Чжэнь - возбуждение, подвижность, гром, первый сын;
Кань - погружение, опастность, вода, второй сын;
Гэнь - пребывание, незыблемость, гора, третий сын;
Сюнь - утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь;
Ли - сцепление, ясность, огонь, вторая дочь;
Дуй - разрешение, радостность, водоем, третья дочь.
В философском аспекте каждая черта может быть иньской или янской, а в
гадательном - еще и 'молодой' или 'старой'. Обладая этими свойствами,
черты занимают определенные позиции в гексаграмме, которые могут им
соответствовать или нет. Чертам ян соответствуют нечетные позиции, чертам
инь - четные, поэтому наиболее гармоничной в данном смысле является
гексаграмма 63 Цзи цзи (Уже конец), а дисгармоничной - парная ей по
принципу противоположности 64 Вэй цзи (Еще не конец). Первая (нижняя)
позиция знаменует начало, зарождение процесса; вторая - апогей его
внутреннего развития; третья - кризисный переход от внутреннего состояния
к внешнему; четвертая - внешнее обнаружение процесса; пятаяего
максимальное проявление; шестая - завершение или перерождение в иной
процесс. Позиции также символизируют следующие свойства и образы: 1 -
твердость, ступни, простолюдин; 2 - мягкость, голени, служилый; 3 -
справедливость,бедра, вельможа; 4 - гуманность, туловище, придворный; 5 -
яновость, плечи, государь; 6 - иневость, голова, совершенномудрый.
Две нижние, две средние и две верхние позиции занимают две диграммы,
соотносимые соответственно с тремя главными уровнями мироздания -
земным,человеческим, небесным.
Три нижние и три верхние позиции занимают две триграммы,первая из
которых символизирует внутреннюю, наступающую, созидающую ситуацию, а
вторая