телесного
врага, но и против Дьявола.
Где только селились монахи и монахини, там всегда объявлялась и огромная толпа
разнороднейших дьяволов. Они деловито расхаживали между монахами и искушали их,
одни - поглаживанием век, чтобы сомкнулись сном очи служителей Божьих, другие -
запуская монахам пальцы в рот, чтобы иноки святые зевали.
Рикальм, аббат Ментальской обители в Виртемберге, рассказывает о досаждениях,
сделанных как ему самому, так и другим. Дьяволы, без малейшего уважения к его
сану и возрасту, ругали его поганою волосатою мышью; пучили ему живот и бурлили
в брюхе; причиняли ему тошноту и головокружение; устраивали, чтобы руки у него
затекали так, что он не мог перекреститься; усыпляли его на клиросе и потом
храпели, чтобы другие монахи соблазнялись, думая, будто это он храпит. Говорили
его голосом, вызывали в горле перхоту и кашель, во рту - слюну и потребность
плевать, залезали к нему в постель, закладывали ему рот и нос так, что не
вздохнуть, заставляли его мочиться, кусали его в образе блох. Если он, чтобы
преодолеть искушение сна, оставлял руки поверх одеяла, дьяволы вталкивали их под
одеяло. Иногда за столом они отнимали у него аппетит, и тогда помогало одно
средство - проглотить немного соли, которой демоны боятся. Шелест, производимый
одеждою, когда человек движется, - для Рикальма, - жужжание дьяволов, равно как
и всякий звук, исходящий из человеческого тела или вещественных предметов, за
исключением колокольного звона: он - дело ангелов. Сипота, зубная боль, мокрота
в горле, обмолвки в церковном чтении, бред и метания больных, тоскливые мысли и
тысячи мелких движений души и тела - все это проявление дьявольского могущества.
Вот - монах: слушает чтение, а сам мотает вокруг пальца соломинку, - это
дьявольские сети. Все, что мы говорим хорошего, - это от ангелов, а все дурное -
от дьяволов. Так что бедный Рикальм признается, что он уже не знает, когда же и
что сам-то он говорит.
Дьяволов, - говорит Рикальм, - в воздухе - что пылинок в солнечном луче; более
того, самый воздух есть род дьявольского раствора, в котором утоплен человек.
Злые демоны окружают со всех сторон человека, 'как будто кто в море нырнул и
окружен со всех сторон, снизу и сверху водой'. 'Количество бесов так же велико,
как и число атомов солнца; в каждой складке жизни сидит демон. Ни в какое время
и ни в каком месте человек не обезопасен от них'. Почти боялись дышать, чтобы
злой дух не вселился в тело.
В скульптурах и картинах, украшающих церкви Средних веков, дьяволы изображены в
бесчисленных образах и видах, отразивших галлюцинации, которые преследовали
монахов. Во время службы - сколько раз их видели - они кувыркались пред алтарем,
лазили по хоругвям, играми в прятки между скамеек, катались по полу, висели с
капителей, тушили свечи, опрокидывали лампады, подкладывали разные мерзости в
кадила и даже подсовывали попу требник вверх ногами: вот до чего доходит их
дерзость! Чтобы развлечь внимание молящихся, они вмешивались в священные
песнопения, нарочно фальшивя и козлогласуя самым смешным образом, подсказывая
хористам самые непристойные и позорные обмолвки, либо, на самом трогательном
месте, возьмут, да и оборвут мехи у органа, и он, вместо величественного звука,
пискнет, хрюкнет и замолчит. А тем временем демон Тутивилл собирает с уст
молящихся каждую ошибку в чтении, каждый промах в произношении и вяжет из них
узел, который он в свое время, в день судный, принесет и развяжет пред
перепуганными душами. Девушек, одолеваемых грешными мыслями, и жен, не очень-то
верных мужьям своим, демон-искуситель подстерегает у исповедальных будок,
нашептывая из-за темных колонн коварные советы лгать духовному отцу, либо
замолчать пред ним грех свой. Более того: бывало и так, что сам духовник,
скрытый под капюшоном в глубине конфессионала, оказывался переодетым Дьяволом и
вместо слов увещания и прощения приводил кающегося в смертный грех отчаяния,
либо давал ему лукавые наставления, из которых истекал новый грех. В 'Золотой
легенде' Лонгфелло Люцифер, одетый священником, входит в церковь, становится на
колени, насмешливо удивляется, что домом Божьим слывет такое темное и маленькое
помещение, кладет несколько монет в церковную кружку, садится в исповедальню и
исповедует князя Генриха, отпуская ему грехи с напутственным проклятием, а потом
уходит дальше 'по своим делам'.
Грешники обычно терпели от дьяволов при жизни много меньше и даже иногда
получали от