это его зовут охотником, рыболовом, развратителем,
вором, убийцею душ, а св.Иероним даже - пиратом, разбойничающим на море
житейском. Вся масса искушений, на которые ад способен, разделена между
соответственным количеством дьяволов. Каждый порок имел своего Дьявола, который
вызывал его и обучал ему. Эти черти-инструкторы получали распоряжения от князя
тьмы и обязаны были ему отчетом и тем, кто мало успевал, доставалось от него
круто.
Сатана не может захватить душу, если раньше не испачкает ее и не развратит
грехом. Сатана не властен насиловать свободную волю, но в состоянии расставить
ей сети к непременному падению. Он великий, неутомимый искуситель. Начав с Евы,
он не остановился даже пред Христом. И массы, и отдельные люди становятся
жертвою этого главнейшего искусства, и чем лучше и святее человек, тем лютее и
хитрее нападает на него Дьявол-искуситель. 'Не открывайте путей дьяволу, -
вещает апостол Павел.- Сопротивляйтесь дьяволу, и он убежит от вас!' Но прежде
чем обратить Дьявола в бегство, каких же мук и испытаний успевал натерпеться от
него победитель!
Искушению подвластны все люди, во всех возрастах и положениях, причем Сатана
соответственно изменяет и характер, и энергию, и средства искушения, выказывая
себя в приспособлении к своим жертвам тонким психологом и остроумным логиком.
Нечего говорить уже о людях, живших в миру: свет, светские люди, светские
интересы, светскость - природное царство Сатаны, и кто в нем живет, в Сатане
живет, и не войти с ним в соприкосновение для того столько же трудно, как
окунуться в море и не намокнуть.
Но и уходя из мира, убегая из городов в пустыни и дебри, либо отделяясь от мира
монастырскими стенами, благочестивые спасатели душ встречали Сатану и там, да
еще и более лукавым и жестоким. На святых он нападал с особенною силою по тому
же рассуждению, по которому Бог больше радуется одному раскаянному грешнику, чем
девяти праведникам. Обратно, соблазн монаха в демоническом мире ценится гораздо
выше, чем величайшее зло, произведенное в обществе мирских людей.
В свете он одолевал искушением по мелочам - вкрадчивым, постоянным, ежеминутно
житейским. В пустыне искушение наплывало бурным натиском, подобно горячечному
пароксизму. В свете оно было более внешним, в пустыне или затворе оно делало
своим орудием самого человека - живую энергию организма, требующего нормального
отправления физиологических потребностей и, при отказе, тоскующего, томящегося,
тянущего на грех.
Св.Антоний говорит: 'Кто живет в пустыне и в безмолвии, тот свободен от трех
искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение - в
сердце'.
Отшельник не был в пустыне один. Дьявол со всеми соблазнами составлял там ему
компанию. Он зорко следил за каждым, хотя бы малейшим поводом к грехопадению и
быстро им пользовался. Если Бог приставил к каждому человеку ангела-хранителя,
то Сатана точно так же приставил демона-искусителя. Ангел - справа, дьявол -
слева (в этом смысл плевания через левое плечо).
Не всякое время и не всякое место одинаково удобно демонам для искушения.
Любимое их время, конечно, ночь, когда к людям подкрадывается усердный союзник
Дьявола, сон, и ослабляет волю и разум пред влиянием еще не погасших в памяти
впечатлений и воспоминаний дня. Отшельники боялись сна, как дьявольского
наваждения, и считали необходимым спать как можно меньше.
В бесконечном множестве и разнообразии искушений Дьявол никогда не чуждается
средств простых и грубых, действуя на психологию минуты. Св.Антонию, бывшему
богачу, Сатана бросает под ноги слиток серебра, чтобы напомнить о покинутых
богатствах. Изголодавшемуся св.Илариону он подставляет вкусные кушанья.
Св.Пелагею, бывшую антиохийскую актрису и куртизанку, когда она заключилась в
келью на Масличной горе. Дьявол дразнил любимыми ею прежде драгоценностями:
перстнями, ожерельями, запястьями. Эти ложные признаки вещей исчезали так же
быстро, как появлялись. Если простые средства не действовали, Дьявол переходил
все к более и более сложным, превращая смену галлюцинаций в великолепные
спектакли ужаса, роскоши, смеха, сладострастия. Св.Илариона бес пугал волчьим
воем, визгом лисиц; звери скакали и прыгали вокруг него, их сменяли сражающиеся
гладиаторы, либо умирающие, которые, корчась у ног святого, молили его о
погребении. Однажды ночью его оглушили плач детей, блеяние стад, мычание быков,
рыкание львов, вопль женщин, - великий шум, как бы от военного