лагеря. Едва он
крестом прогнал это чудо, как вот, новое: летит на него, при лунном сиянии,
военная колесница, запряженная бешеными конями. Святой произносит имя Христово.
Колесница проваливается сквозь землю.
Самыми тяжкими видами бесовского искушения были - влечение любви, стремление в
мир, духовная гордость и сомнение в вере.
Христианство прокляло плоть, покрыло позором любовь. Акт любви, олицетворенный в
эллинизме самыми яркими и красивыми божествами Олимпа, христианство объявило
зловредною гнусностью. Безбрачие для христианина состояние, гораздо высшее
брака, а целомудренное воздержание - одна из основных добродетелей. 'Угасни, бог
любви, жизни и света! Надень капюшон монаха. Девы, будьте монахинями. Жены,
станьте холодными сестрами...'
Природу насилуют, церковь отталкивает женщину с отвращением, как нечистое
животное, сатанинскую змею, как воплощение вечной гибели мужчины. Фанатичный
безумец Пьетро Дамиани объезжает всю Италию, и в бесчисленных проповедях,
обрушивается на женщину : 'C'est а vous, que je adresse, ecume de paradis,
amorce de Satan, poison des ames, glaive des coeurs, huppes, bijoux, chouettes,
louves, sangsues insatiables... '(К вам я обращаюсь, отверженные рая, соблазн
Сатаны, яд душ, меч сердец, долгогривые, прелестницы, совы, волчицы, ненасытные
пиявки. - фр.). Теологи объявили, что надо подальше держаться от женщины, так
как земля достаточно населена и все равно скоро погибнет, а Петр Ломбартский
устанавливает, как основное положение, что брак есть грех, в крайнем случае,
допустимый.
Весьма часто с целью плотского искушения Дьявол сам принимал вид женщины и
являлся в пустыню либо заблудившуюся красавицей, либо грешницею, ищущею
покаянья, либо благочестивою девицею, жаждущею тоже приобщиться к аскетическим
подвигам. По человеколюбию или слишком твердой уверенности в своей добродетели,
пустынножитель принимал обманную деву в тесной своей келейке и обыкновенно в
самом непродолжительном времени погрязал в грехопадении. Истории этого рода
бесчисленны. Часто демону мало уронить инока в запретнейший из грехов, ему еще
надо насмеяться. Например, как только отшельник заключал красавицу в свои
объятия, демон исчезал, оставляя незадачливого святошу в смешной и непристойной
позе.
Но чаще всего бес, искушая пустынника, не заходил в соблазнах своих до такого
яркого реализма, что подсыл женщин или собственное воплощение в женщину, а
довольствовался тем, что будил и раздражал желания, не находящие удовлетворения.
Тех, которым Дьявол не умел нанести никакого другого вреда, он мучил
сладострастными снами и ночными галлюцинациями. Бессознательный и,
следовательно, безответственный грех такого рода не мог быть опасен сам по себе,
но наводил уныние, как симптом дурного общего состояния отравленной души, и
развращал ум воспоминанием о развратном видении. Словом, от страстных помыслов
нельзя было уйти даже в пустыне.
Церковь запрещает малейшие проявления страсти. Каждая страсть имеет своего
демона; если убивают страсть, убивают демона.
Жизнерадостность тоже была плодом деятельности Дьявола. Насколько бесоугоден
смех, настолько же богоугодны слезы. Хорошие монахи никогда не смеялись, но
часто плакали. Ибо человек пришел в мир терпеть наказание, а не радоваться.
Теперь церкви оставалось еще справиться с разумом. Если раньше запрещалось
исследовать естество Бога, то теперь, вообще и во всем, запрещали прибегать к
разуму. Не было ни одного образованного человека, над которым не тяготело бы
обвинение в волшебстве. Победившее христианство хотело и надеялось совсем добить
врага. Запрещается придумывать что-либо новое, творить новое. Запрещается
вводить новшества в богослужение. Налагается запрет на вдохновение.
Другое любимое искушение Дьявола - возбуждение гордости и самодовольства -
бывает причиною тех его явлений, когда он осмеливается брать на себя вид святых,
ангелов, Девы Марии, Христа, Бога Отца.
В монастырях хорошо знают это искушение и предупреждают новичков не вверяться
его обману.
Рассказывают об одном иноке по имени Эрой, который, пятьдесят лет прожив в
пустынном монастыре, истязал плоть свою так сурово, что не ослаблял поста даже
на Пасху. Однажды ему явился Дьявол в образе ангела и приказал броситься вниз
головою в колодезь, что Эрой немедленно и исполнил, рассчитывая, что останется
невредим, и чудо это явит перед всеми великую его святость. Но вместо того он
страшно разбился, монахи едва могли его