смертный час комната больного переполняется угрожающими
чертями, которые тянутся к одру его жадными когтями. Умирающие часто не только
видят дьяволов, но и вступают с ними в физическую борьбу.
В систему Дьявола входило внушать умирающим, что грехи их превышают меру
небесного долготерпения, что раскаиваться поздно и не стоит - все равно Бог не
простит, потому что простить нельзя. Будя в памяти умирающего все совершенные
грехи, Дьявол легко доводил его до отчаяния и в таком состоянии, равносильном
вечному осуждению, уходил он в вечность.
Одержимость
Гораздо более выгодною, чем напущение, была для беса одержимость.
Если в первом случае Дьяволы напоминают солдат, осаждающих крепость, то во
втором - солдат, которые взяли крепость, перебили гарнизон и сами стали
гарнизоном.
Жертва напущения, как бы ни мучилась, сохраняет волю. Одержимый или бесноватый
именно воли-то и лишается. Он творит волю беса, в нем сидящего, пропитавшего
собою и тело его, и душу, так что последняя, если заклинания церкви не освободят
ее от демонской власти, непременно должна пойти в ад.
Чтобы ворваться в слабо защищенную душу, дьяволы пользовались не только малейшим
вольным грехом, но всякою невнимательностью, вводившею в грех невольный: Дитя
хочет пить. Дьявол подсовывает ему кружку воды и сам в нее ныряет. Бедное дитя
пьет, позабыв перекреститься, и вот - бес уже в нем.
А уж если человек жил во грехе, от бесноватости не могли его спасти никакие
святые прибежища, ни убежища. Одержимость всегда следует за успешным
развращением демонами жертвы. Вот как описывает процесс вселения демонов некий
православный священник Радион: 'Обнажив умы от одежды страха Божия, путем
привнесения туда различных греховных помыслов, которые индивидуум, не ведущий
духовную жизнь, принимает за свои, злые духи нападают на них, как на
обезоруженных и лишенных Божией помощи, и устраивают в них жилища. Демоны имеют
свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке. Войдя в
человека, они не смешивается с душою, но пребывают в теле, обладая насильственно
душою и телом'.
Все некрещеные предполагались одержимыми бесом с момента рождения. Бес выходил у
них из уст в момент, когда их погружали в купель или возливали на них освященную
воду. Поэтому недоконченное или неправильно совершенное крещение было тяжким
преступлением, потому что влекло за собою ужасные последствия для крещаемого,
оставляя его во власти Дьявола.
Одержимость проявлялась сложностью явлений, странно и чудесно наполнявших и
изменявших как физический, так и психический строй человека.
Дьявол играет больным как своею куклою. То увеличивает его силы во сто раз, то
наводит на него обмороки и каталепсию, то поднимет его над землею и качает в
воздухе, то швыряет на землю; перегибает пополам, ставит вверх ногами,
скручивает клубком, заставляет вертеться волчком, кататься обручем, кувыркаться,
извиваться, проделывать тысячи странных, диких, смешных и страшных движений,
которые XIX век объясняет истеро-эпилепсией и болезненным состоянием нервных
центров.
Замечались чудовищные извращения физиологических функций, начиная с питания. На
одних одержимых нападала сверхъестественная прожорливость. Другие страдали
извращением аппетита и пожирали мерзости, которые, действительно, разве Дьяволу
могли быть по вкусу. Третьи, наконец, в противоположность первым, выражают
глубокое отвращение к какой бы то ни было пище и без малейшего видимого вреда
для себя остаются без всякого питания в течение многих дней.
Еще резче изменялась психика больного. Он совершенно терял свою личность и
находил ее лишь изредка, в светлые промежутки, да и то очень слабо, безвольно.
Вместо одной души в нем сидело ведь теперь несколько душ: своя плюс то
количество демонов, которое в нем уместилось. Вместо целой волевой личности
получалось слияние двух, трех, десятков, сотен, тысяч, чуть не миллионов воль, в
потопе которых воля больного распылялась, как дробь с подавляюще громадным
знаменателем.
Бесноватые обыкновенно проявляли глубокое нравственное развращение, которое в
Средние века определялось прежде всего неуважением к религии. Они хулили Бога,
Святую Деву и святых, смеялись над догматами веры и обрядами культа, выражали
отвращение к таинствам, церкви, священникам. Будучи во власти отца лжи,
одержимые обыкновенно отчаянно лгали, а иногда, наоборот, вдруг ни с того ни с
ceгo начинали говорить правду, о которой их никто не спрашивал. Например