переполнены так называемые Молоты
(Martelli) и Бичи (Flagelli) Ведьм - специальные трактаты, написанные
величайшими светилами святой инквизиции, составленные на основании личных
показаний обвиняемых в бесчисленных колдовских процессах, а также и протоколы
этих процессов. Эти сведения порождались извращенной фантазией святых отцов и
подтверждались обвиняемыми в колдовстве при содействии дыбы.
Инквизитор задавал вопросы: Не проникала ли ночью в дома? Не сыпала ли порошок
на подушку спящим? Что это был за порошок? Входила ли в него кровь младенца? Еще
что в него было примешано? И т.д. Ведьма, обработанная на каких-нибудь 'козлах'
или дыбах, с полной готовностью отвечала в тон вопрошавшему: сыпала, примешивала
кровь, душила младенцев, топила из них жир и т.д. Вот таким путем и накоплялись
факты, характеризовавшие деятельность злодеек-ведьм во всем ее разнообразии.
Зловещими нелепостями буквально пестрят протоколы ведовских процессов. Любая из
этих подробностей ведьмовских злодейств вызывает теперь у нас улыбку, но,
расточая эти улыбки, мы не должны забывать, что из-за такой галиматьи погибло на
кострах не поддающееся точному исчислению число жертв.
Шабаши устраивались ночью в каком-нибудь уединенном месте: в горах (Брокен - в
Германии, Блокула - в Швеции, Лысая гора - возле Линца), в лесу или на пустынной
равнине. Церемонии, обряды и увеселения бесовских игрищ менялись в зависимости
от народности и эпохи, которые о них рассказывали.
Ведьмы и колдуны отправлялись на игрища по воздуху, натерев тело свое особыми
летучими мазями, верхом на метлах, вилах, лопатах, скамьях, либо на дьяволах во
образе козлов, свиней и собак. Летели они не слишком высоко над землею и во
время перелета должны были остерегаться, как бы не обмолвиться Христовым именем,
- если это случалось, испуганный Дьявол ронял забывшегося седока наземь, не
разбирая с какой высоты. Иные хитрые черти сами провоцировали подобные
восклицания в расчете погубить своих седоков. Тот же злополучный эффект
получался, если ведьму в ее полете настигали звуки молитвы Ave Maria или
колокольный звон.
На шабаше ведьмы предавались всяким мерзостям: богохульствовали, отплясывали
голышом, поклонялись Сатане методом целования оного в задницу, убивали ему во
славу маленьких детишек, совокуплялись с чертями. Сатанинский бал освещается
страшными огнями, испускающими густые клубы черного дыма. Сатана являлся своим
подданным на троне или на алтаре в образе человека, старого козла, кабана,
обезьяны, собаки, - как ему нравилось, смотря по случаю.
Ведьмы, воздавая Сатане поклонение, опускались на корточки спиной к нему и
запрокидывали голову и, как говорилось, прикладывались, лобызая, либо к его
гениталиям, либо к заднице, реже к каким-либо иным частям тела. Затем они
исповедовались Сатане, отчитываясь за все пакости и злодеяния, отчет во всех
пакостях, которые им удалось совершить со времени последнего их собрания. Сатана
удостаивал их либо похвалы и награды за рвение, либо нагоняя за нерадивость.
Затем он принимал новеньких, перекрещивал их во имя свое и, как некий
катехизатор, поучал их и вводил в свою веру. В книгах итальянского демонолога
XVII века Франческо Марии Гуаццо приведено описание пакта, который заключали с
дьяволом его поклонники. Перечисленные в договоре 11 статей дают обильную пищу
для размышлений. Они излагаются в следующем порядке:
отречение от христианского учения;
перекрещение в имя дьявола, которое уничтожает прежнее имя;
символическая перемена крестных святынь дьявольским прикосновением;
отречение от крестного отца и матери и получение новых покровителей;
приношение клочка одежды дьяволу как знак почитания;
клятва верности дьяволу, данная в магическом круге посредством отречения от
прежних идеалов;
включение имени посвященного в 'Книгу смерти';
обещание посвятить дьяволу детей;
обещание платить дань дьяволу в виде угодных ему предметов и деяний;
ношение знаков посвящения дьяволу;
особого обряда клятва, включающая обещание хранить тайну шабашей и осквернения
христианских реликвий.
Младшие черти, окружая своего повелителя, вместе с ведьмами проделывали ряд
церемоний, существо которых сводилось к пародии церковных таинств и обрядов,
поруганию святых даров и тому подобным кощунствам. Приносили в жертву
некрещенных маленьких детей, которых ведьмы либо сами производили, либо похищали
у родителей. Отлов и истребление таких детей было основным