видом их друзей, родных, близких и знакомых, из чего проистекали иногда большие
несчастья, грехи и соблазны.
Чтобы скомпрометировать св.Кунигунду, бес однажды вышел из ее спальни в виде
рыцаря. Приняв образ св.Сильвана, он волочился за одной девицею и нарочно дал
поймать себя у нее в спальне под кроватью. Фома Кантипратийский видел однажды
Дьявола в образе монаха, который с нарочною непристойностью обнажился, будто бы
по естественной нужде. Тот же Фома жалуется на дьяволов, которые
компрометировали кельнское монашество, устраивая по ночам пляски на пригородных
полях и одеваясь для этих балов в свои белые рясы.
Какие бы привлекательные и даже святые образы ни принимал на себя Дьявол, он,
однако, не мог и в них избыть своего дьявольства. Даже облачась в образ
прекраснейшей девушки, ангела, либо самой Девы Марии, самого Христа, он выделял
какие-то особые дьявольские флюиды, влияние которых тревожило и пугало
человеческую природу, и сквозь восхищение и благоговейный восторг к оптическому
обману визионер чувствовал, сам себя не понимая, внутри души своей только
необъяснимый страх, смятение и отвращение.
Наконец, надо сказать, что некоторые теологи-модернисты предпочитают избегать
прямой персонификации дьявола, подменив рогатого, с хвостом и раздвоенными
копытами 'князя тьмы' неким 'злым началом', гнездящимся в природе и человеке.
'Библейский Сатана - это персонифицированный грех,- писал в 1973 году теолог
Герберт Хааг,- Всюду в Новом завете, где говорится о сатане и дьяволе, это
наименование можно с таким же успехом заменить словами 'грех' или 'зло'.
АДМрак густейший непроглядный
Вопль свирепый, безотрадный,
Искры сыплет пламень жадный
От бесчисленных костров.
Место мрачно и бездонно,
Жарко, дымно и зловонно,
Стоном, воем оглашенно, -
Вечно жадной бездны ров.
Рай - дворец Божий, жилище ангелов и святых, полное 'светов неописуемых и
гармоний звуков неизрекаемых', украшенное цветами нетленными, благоуханное
ароматами неистощимыми,- царство непорочной святости и непреходящей радости с
жемчужными воротами, похожими на входную калитку в парикмахерскую, с арфами,
облаками и ангелами в длинных белых одеждах, машущими своими блестящими
крыльями, с едва слышным пением Марио Ланца, доносящимся из некоей небесной
музыкальной системы. Там все так чисто, как внутри нового холодильника, и для
любого человека, у которого течет по жилам кровь,- это перспектива ужасной
скуки. Но по определению, Рай - царство радости и света.
Ад - царство страданий и тьмы. Тьма там - густая, глубокая и как бы плотная. Она
в некотором роде представляет собою основное вещество ада. Но если бы художники
приняли это слишком буквально, в аду ничего нельзя было бы нарисовать. В
средневековых иллюстрациях темнота и дым приносились в жертву ради ясности.
Сверкания пламенных облаков и вихрей, рдеющие кучи раскаленного угля, потоки
расплавленных металлов нарушают ее.
Где же, собственно, находится ад?
Блаженный Августин в знаменитом трактате своем 'О граде Божие' предостерегает
против этого вопроса, говоря, что ни один человек не в состоянии узнать
местоположение ада, если сам Бог не открыл ему этой тайны.
Но Средние века, пытливые насчет мистической географии, не послушались
блаженного Августина, и вот целым градом пестрых мнений ад помещается то в
воздушных сферах, то на Солнце, в Иосафатовой долине, под полюсами, у антиподов,
внутри вулканов, в центре земли, на крайнем востоке, на далеких островах,
затерянных среди неведомых океанов, - иные же отделываются от адской топографии
неопределенным, но решительным указанием: 'вне мира'.
Однако же, наиболее распространенным, господствующим и самым естественным
оставалось мнение, согласное с представлением древних, по которому ад чудится
внутри Земли, как вечная угроза бездны, готовой разверзнуться под ногами
грешных. Земная кора - не более как тонкий потолок ада, дрожащий и трепещущий
под напором карающего пламени и воя вечных мук. Земля, красиво одетая солнцем в
цветущие поля, густые леса, светлые воды, в действительности - червивый плод:
кожа - румяная, а сердцевина - гнилая. Червь, источивший и испортивший великое
яблоко земли, есть Сатана.
Входами в подземный мир считались некоторые реальные места. Одним из таких мест
было озеро Авернус, глубокое, кратер потухшего вулкана, вблизи Путеоли, в Южной
Италии. Район вокруг озера Авернус, спокойный сегодня, был в