краткого
пребывания в чистилище. В аду душа становится абсолютно злой; все ее способности
аннулированы; когда души на небе вливаются в существование Бога и таким образом
становятся абсолютно добрыми, души в аду пропитаны и поглощены присутствием
Сатаны. У них нет выбора. У них не больше выбора возможности быть злыми, чем у
меня - выбрать форму грудной клетки. В аду нет ни милосердия, ни возможности
покаяния.
Суд над душами иногда представлялся в виде прохождения по мосту. Впервые
подобный сюжет появляется в древней персидской мифологии как Кинвад-мост,
который протянут над пропастью между землей и небом. Неимоверно далеко внизу под
его хрупкой аркой находятся вонючие болота и горящие ямы ада. Каждая душа должна
пересечь его, и мост судит их всех. Для святого он расширяется и становится
гладким, так что у того нет проблем перейти по нему. Для плохого человека он
становится невозможно узким.
В начале восьмого века Св.Бонифаций описал, как в его видении путешественник -
известный как монах из Венлока - видел реку дегтя с перекинутой шаткой
деревянной доской. Некоторые души проходили по ней без труда. Другие же падали в
кипящую жижу, где одни торчали по шею, другие до пояса или до колен и так далее
в пропорции к тяжести их грехов. В конце концов все они выходили, вина
сжигалась, и они вступали в небесный город на другой стороне реки. Смоляная река
в этом случае - это чистилище. Но в более поздних образах она всегда твердо
ассоциировалась с адом.
Сходный образ представляла собой лестница. Лестницы обычно использовались в
искусстве как символ морального совершенствования. 'Видение Перпетуи' третьего
века рассказывает о золотой лестнице, протянутой к небу от земли, каждая из
тысячи ступенек которой защищена крюками и острыми ножами. Если нехороший
человек ступает на ступеньку, крючья и ножи вступают в работу над ним и он
падает в лапы громадного дракона, который лежит, свернутый кольцом, вокруг
основания лестницы. Это представление повторялось в более поздних видениях,
примечательно среди них 'Видение Альберика' (двенадцатый век). На своем пути
через ад Альберик видит длинную железную лестницу с десятью зубцами на ее
перекладинах. Пламя и искры вырываются из зубцов, и железо нагрето докрасна;
чтобы сделать подъем еще более трудным, под лестницей находится котел с кипящими
маслом и смолой, и его жар поднимается, чтобы обжигать карабкающихся,- некоторые
из них падают в котел.
Из всех описаний Ада, оставленных нам средними веками, самою возвышенною поэзией
ужаса дышит и наибольшею изобретательностью сверкает 'Видение' Тундала. Избежав
лап бесчисленных демонов, душа Тундала, сопровождаемая светлым ангелом, достигла
сквозь густейший мрак ужасной долины, усеянной пылающим углем и покрытой небом
из раскаленного железа толщиною в шесть локтей. На эту ужасную крышу непрерывным
дождем падают души грешников, чтобы растаять в ее жару, подобно жиру на
сковороде; сделавшись жидкими, они протекают сквозь металл, как воск через
сукно, и капают на горящие внизу угли, после чего принимают свой первичный вид,
обновляясь для вечного страдания.
Далее, на озере, покрытом льдом, сидит зверь, совершенно непохожий на других: у
него две ноги, два крыла, длиннейшая шея и железный клюв, извергающий неугасимое
пламя. Этот зверь пожирает все души, которые к нему приближаются, и, переварив,
выбрасывает их калом на лед озера, где каждая душа принимает свой первоначальный
вид и - тотчас же каждая становится беременною, все равно, душа ли то женщины
или мужчины. Беременность души протекает в обычном порядке, причем они все время
остаются на льду и изнывают от боли во внутренностях, раздираемых носимым ими
потомством. В назначенный срок они разрешаются от бремени, - мужчины, как и
женщины! - чудовищными зверями, имеющими головы из раскаленного железа,
острейшие клювы и хвосты, усаженные острыми крючками. Эти звери выходят из какой
угодно части тела и при этом разрывают и тащат за собою внутренности, грызут
тело, царапаются, ревут. Это, по преимуществу, казнь сладострастников...
Самое популярное и пространное описание ада содержится в 'Божественной комедии'
Данте Алигьери. Дантову схему ада можно изложить достаточно кратко, так как
большинство картин адов, написанных художниками четырнадцатого и пятнадцатого
веков, исходят из нее.
Ад располагается в центре земли. Он похож на коническую полость в виде фурункула
в плоти. Преисподняя делится на девять