в пустоте, величина - в пространстве, всякое утверждение -- в
отрицании; все это - вечная реализация аллегории феникса.
Раньше меня профили по тому же пути два знаменитых ученых, но только шли
они, так сказать, ночью и без света. Я говорю о Вольнее и Дюппи, особенно
о Дюппи, необъятная эрудиция которого произвела только отрицательное
дело. В происхождении всех культов он видел только астрономию, приняв
таким образом символический цикл за догмат и календарь за легенду. Ему не
хватило только одного, знания истинной магии, содержащей в себе секреты
каббалы. Дюппи прошел по древним святилищам так само, как прошел пророк
Езекииль по долине, покрытой костями, и понял только смерть, так как не
знал слова, собирающего силу четырех небесных ветров, слова, которое
может сделать всю эту массу костей живым народом, приказав древним
символам: 'восстаньте, оденьтесь в новую форму и идите!'.
Наступило время попытаться сделать то, чего никто до меня не мог или не
посмел сделать. Подобно Юлиану, я хочу перестроить храм, этим, надеюсь, я
не обличу мудрость, которую обожаю, .и которую сам Юлиан был бы достоин
обожать, если бы злобные и фанатичные отцы церкви того времени позволили
ему понять ее. Для меня храм имеет две колонны, па одной из которых
христианство написало свое имя. - Я не хочу нападать на христианство,
наоборот, я хочу объяснить его и выполнить. Разум и воля попеременно
владели миром; религия и философия еще и в наше время продолжают бороться
и, в конце концов, должны сговориться. Временной целью христианства было
установить, посредством повиновения и веры, сверхъестественное или
религиозное равенство между людьми и остановить движение разума,
посредством веры, чтобы дать точку опоры добродетели, которая уничтожила
научную .аристократию или, скорее, заменила эту, уже уничтоженную
аристократию. Наоборот, философия старалась вернуть людей, посредством
свободы и разума, к естественному неравенству и, основав царство
индустрии, заменить добродетель уменьем. Ни одно из этих двух действий не
было полно и достаточно, ни одно не привело людей к совершенству и
счастью. Теперь мечтают, почти не смея на это надеяться, о союзе между
этими двумя силами, которые долго считались противоположными; мы имеем
полное основание желать этого, ибо две великие силы человеческой души не
более противоположны друг другу чем пол мужчины - полу женщины; без
сомнения, они несходны, но их на вид противоположные расположения зависят
от их способности встретиться и соединиться.
- Итак, дело идет только об универсальном решении всех проблем? - Без
сомнения, так как надо объяснить философский камень, беспрерывное
движение, секрет великого дела и всеобъемлющую врачебную пауку. Меня
обвинят в безумии, подобно великому Парацельсу, или в шарлатанстве,
подобно великому и несчастному Агриппе. Хотя костер Урбана Грандье и
потух, но остается глухая опала молчания или клеветы. Я не бравирую ими,
но я им покоряюсь. Сам я не стремился опубликовать эту работу, и верю,
что, если наступило время высказать слово , - оно будет сказано мною или
другими; итак, я останусь спокоен и буду ждать.
Мое сочинение состоит из двух частей: в первой я устанавливаю
каббалистическое и магическое учение во всей его полноте, вторая
посвящена культу, т. е. церемониальной магии. Первая - то, что древние
мудрецы называли 'ключиком' (la clavicule): вторая то, что крестьяне и
теперь называют 'волшебной книгой' (le grimoire). Число и содержание
глав, которые соответствуют друг другу в обеих частях, не имеют ничего
произвольного и всецело указаны в великом всемирном ключике, полное и
удовлетворительное объяснение которого я даю в первый раз. Теперь пусть
идет эта работа, куда ей угодно, и станет тем, чего захочет Провиденье,
она закончена, и я считаю ее прочной, потому что она сильна, как все
разумное и добросовестное.
1. Алеф. А.
ВСТУПАЮЩИЙ
Disciplina
Энсоф
Кстер
Когда известный философ принял за основу нового откровения человеческой
мудрости рассуждение 'я думаю, следовательно, я существую', - он сам,
того не зная, следуя христианскому откровению, несколько изменил древнее
понятие о Всевышнем. У Моисея Бытие бытии говорит: 'Я есмь тот, кто
есмь'. У Декарта человек говорит: 'я - тот, кто думает', и, так как
думать значит внутренне говорить, то человек Декарта, подобно Богу
святого евангелиста, Иоанна может сказать: 'Я - тот, в котором и
посредством которого проявляется слово'. В принципе