Элифас леви

Учение и ритуал Высшей Магии

так бывает? - Но оно может быть так, если ты этого хочешь.

У сфинкса не только - голова человека, у него также - женские груди;

можешь ли ты противиться женским прелестям? - Нет, не правда ли? - И

теперь отвечая, ты смеешься, и, желая прославить в себе жизненную и

материальную силу, хвастаешься своей моральной слабостью. Пусть будет

так, я позволяю тебе воздать эту почесть ослу Стерна или Апулея; я не

спорю, что осел имеет свои достоинства: он был посвящен Приапу, подобно

тому, как козел - богу Мендеса. Но предоставим ему оставаться тем, что он

есть, и постараемся узнать - твой ли он господин или ты можешь стать его

господином. Только тот, действительно, может обладать удовольствием

любви, кто победил любовь к наслаждению. Быть в состоянии пользоваться и

воздержаться, значит мочь дважды. Женщина порабощает тебя твоими

желаниями; будь господином своих желаний, и ты поработишь женщину.

Величайшее оскорбление, которое можно нанести человеку, - назвать его

трусом. Но что такое - трус?

Трус это тот, кто не заботится о своем моральном достоинстве и слепо

повинуется инстинктам природы.

Действительно, в присутствии опасности естественно испугаться и

попытаться убежать; почему же это считается позорным? Потому, что закон

чести ставит долг выше наших стремлений или страха. Что такое честь с

этой точки зрения? - Универсальное предчувствие бессмертия и уважение к

средствам, могущим к нему привести. Последняя победа, которую человек

может одержать над смертью, это восторжествовать над жаждой жизни, но не

вследствие отчаяния, а благодаря более высокой надежде, состоящей в вере

во все прекрасное и честное, по мнению всего мира.

Научиться побеждать себя - значит научиться жить, и строгости стоицизма

не были тщеславным чванством, но свободой.

Уступать силам природы - значит следовать за током коллективной жизни, т.

е. быть рабом второпричин.

Сопротивляться природе и покорить се значит создать себе личную и вечную

жизнь, освободиться от превратностей жизни и смерти. Человек, который

готов скорее умереть, чем отречься от истины и справедливости, поистине

жив, ибо он бессмертен в своей душе.

Целью всех древних посвящении было найти или образовать таких людей.

Пифагор заставлял своих учеников упражняться в молчании и всевозможных

воздержаниях, в Египте вступающих испытывали четырьмя элементами; и мы

знаем, каким чудовищным жестокостям подвергают себя факиры и брамины,

желающие достигнуть царства свободной воли и божественной независимости.

Всевозможные умерщвления плоти аскетизма заимствованы у посвящений в

древние мистерии, а они прекратились потому, что способные быть

посвященными не находили себе посвятителей, и руководители совести со

временем стали столь же невежественны, как и толпа; тогда слепым было

предоставлено следовать за слепыми, и никто больше не хотел подвергаться

испытаниям, которые приводили только к сомнению и отчаянию... Путь к

свету был потерян.

Чтобы что-нибудь сделать, - необходимо знать, что хочешь сделать, или, по

крайней мере, верить кому-нибудь, знающему это. Но разве могу я рисковать

жизнью и наобум следовать за тем, кто сам не знает, куда он идет?

Нс следует дерзко вступать на путь высоких знаний; но, если начал идти, -

необходимо дойти или погибнуть: сомневаться - значит стать безумным,

остановиться - упасть, отступить - броситься в пропасть.

Итак, начавший читать эту книгу, если ты ее понимаешь и хочешь прочесть

до конца, она сделает тебя монархом или безумцем. Делай с этим томом все,

что пожелаешь, ты не сможешь ни презирать, ни забыть его. Если ты чист, -

эта книга будет для тебя светом; если ты силен, - она будет твоим

оружием; если ты свят, - твоей религией; если ты мудр, - она урегулирует

твою мудрость.

Но если ты зол, - эта книга будет для тебя подобна адскому факелу; она

изроет твою грудь, разрывая ее подобно кинжалу; она останется в твоей

памяти, как угрызение совести; она наполнит химерами твое воображение, и

посредством безумья приведет тебя к отчаянию. Ты захочешь над нею

смеяться и сможешь только скрежетать зубами, ибо книга эта для тебя будет

подобна тому подпилку в басне, сгрызть который пыталась змея и который

испортил ей все зубы.

Начну теперь серию посвящении.

Я сказал, что откровение - слово (le verbe). Действительно, слово или

речь (la parole) покров бытия и отличительный признак жизни. Всякая форма

- покров слова, потому что идея, мать слова, - единственный смысл

существования