форм. Всякая фигура - знак; каждый знак принадлежит и
возвращается к слову. Вот почему древние мудрецы, устами Трисмегиста,
следующим образом формулировали свой единственный догмат:
- 'То, что находится вверху, есть как бы то, что находится внизу, и то,
что находится внизу, есть как бы то, что находится вверху (т. е. подобно
тому, что находится вверху)'.
Другими словами, форма пропорциональна идее, тень - мера тела,
вычисленная по отношению к световому лучу; ножны столь же глубоки, как
длинна шпага; отрицание пропорционально противоположному утверждению;
произведение равно разрушению в движении, сохраняющем жизнь, и нет в
бесконечном пространстве такой точки, которая но могла бы стать центром
круга, окружность которого увеличивается и бесконечно отступает и
пространство.
* 'Сe qui est au-dessus est comme се qui est au-dessous, et ce qui est
au-dessous est comme ce qui est au-dessus'; '...quod est inferius est
sicut quod est superius; et quod est superius est sicut quod est
inferius...'
Следовательно, каждая индивидуальность может быть бесконечно
усовершенствована, так как мораль аналогична физическому устройству, и мы
не можем представить себе такой точки, которая не могла бы расшириться,
увеличиться и бросить лучи в философски бесконечный круг.
То, что можно сказать о всей душе, то же должно сказать и о каждой
отдельной се способности.
Ум и воля человека - инструменты неисчислимого значения и силы. Но ум и
воля имеют своим помощником и инструментом способность, слишком мало
известную, способность, всемогущество которой принадлежит исключительно
области магии; я говорю о воображении, которое каббалисты называют
'прозрачным' (diaphane) или 'просвечивающим' (translucide).
Действительно, воображение подобно глазу души; в нем именно рисуются и
сохраняются формы; посредством его мы видим отражения невидимого мира;
оно - зеркало видений и аппарат магической жизни; посредством его мы
исцеляем болезни, влияем на времена года, удаляем смерть от живых и
воскрешаем умерших, ибо оно экзальтирует волю и даст ей власть над
мировым агентом.
Воображение обусловливает форму ребенка по чреве матери и устанавливает
судьбу людей; оно дает крылья заразе и направляет оружие на войне. -
'Находитесь ли вы в опасности во время битвы? Считайте, что вас нельзя
ранить подобно Ахиллу, и так оно и будет', - говорит Парацельс. Страх
притягивает пули, и храбрость заставляет ядра изменять свой путь.
Известно, что ампутированные часто жалуются на боль в членах, которых уже
нет. Парацельс оперировал над живой кровью, леча результат кровопускания;
он исцелял на расстоянии головные боли, оперируя над срезанными волосами;
он значительно опередил, благодаря науке воображаемого единства и
солидарности целого и частей, все теории или скорее все опыты наших самых
знаменитых магнетизеров. Поэтому его лечения были чудесны, и он заслужил
того, что к его имени Филиппа Теофраста Бомбаста было добавлено прозвище
Ореола Парацельса, с прибавкой эпитета 'божественный'!
Воображение - инструмент 'приспособления слова'.
Воображение, добавленное к разуму, - гений.
Разум, как и гений, един во множестве своих дел.
Есть принцип, есть истина, есть разум, есть абсолютная и всеобъемлющая
философия.
Все существующее находится в единстве, рассматриваемом как принцип, и
возвращается к единству, как к цели.
Одно заключается в одном, т. е. все - во веем.
Единство - принцип чисел, оно также принцип движения, а, следовательно, и
жизни.
Все человеческое тело резюмируется в единстве одного только органа, и
орган этот мозг.
Все религии резюмируются в единстве единого учения, утверждения бытия и
его тождества самому себе, а это составляет его математическое значение.
В магии - один только догмат, и вот он: видимое - проявление невидимого,
или, другими словами, в вещах ощутимых и видимых совершенное слово (le
verbe parfait) точно пропорционально вещам, неощутимым нашим ч чувствами
и невидимым для наших глаз. Маг подымает одну руку к небу, другую -
опускает к земле и говорит: 'Вверху бесконечность! Внизу - тоже
бесконечность. Бесконечность равна бесконечности'. - Это истинно как в
вещах видимых, так и в невидимых.
Первая буква азбуки святого языка Алеф изображает человека, подымающего
одну руку к небу и опускающего другую к земле.
Это - выражение деятельного принципа всякой вещи, это - творение на небе,
соответствующее всемогуществу слова на земле. Эта буква,