Человек
Огонь Вода
Соль
Бык
Земля
Воздух и вода изображают также принцип мужской, огонь и вода относятся к
принципу женскому, так как философский крест пантаклей, как я уже
говорил, - первоначальный и элементарный иероглиф лингама гимнософистов.
Этим четырем элементарным формам соответствуют следующие четыре
философские идеи:
Дух
Материя
Движение
Покой
Действительно, вся наука заключается в понимании этих четырех вещей,
которые алхимия сводила к трем:
Абсолюту,
Твердому (постоянному),
Летучему,
а каббала относится к идее самого Бога, абсолютного разума, необходимости
и свободы, тройного понятия, выраженного в книгах евреев.
В десятой главе этой книги под именами Кетера, Гохмы и Бины для мира
божественного, Тиферета, Гезеда и Гебуры для мира морального и, наконец,
Йезода, Года и Нетцы в мире физическом, который вместе с миром моральным
содержится в идее царства, или Малькута, - я объясню эту теогонию столь
же рациональную, как и возвышенную.
Так как сотворенные духи призваны к эмансипации посредством испытания, то
с самого своего рождения они помещены между этими четырьмя силами, двумя
положительными и двумя отрицательными, и поставлены в необходимость
утверждать или отрицать добро, выбирать между жизнью и смертью. Найти
неподвижную точку, т. е. моральный центр креста - такова первая проблема,
которую они должны решить; их первой победой должно быть завоевание
собственной свободы.
Поэтому они начинают с того, что одни увлекаются к северу, другие - к
югу, одни направо, другие влево, и, пока они не будут свободны, - они не
могут ни пользоваться разумом, ни воплотиться иначе как в животных
формах. Эти не эмансипированные духи, рабы четырех элементов, - то, что
каббалисты называют элементарными демонами, они населяют элементы,
соответствующие роду их рабства. Следовательно, действительно существуют
сильфы, ундины, гномы и саламандры, одни блуждающие и старающиеся
воплотиться, другие уже воплотившиеся и живущие на земле. Это - порочные
и несовершенные люди.
Мы вернемся к этому предмету в пятнадцатой главе, трактующей о чарах и
демонах.
Это также предание тайной физики, предание, заставлявшее древних
допускать существование четырех возрастов мира; только толпе не говорили,
что эти четыре возраста должны быть последовательны, подобно четырем
временам года и подобно им возобновляться. Так золотой век прошел, и еще
вернется. Но это относится к духу пророчества, и я буду о нем говорить в
девятой главе, трактующей о посвященном и видящем.
Добавим теперь единство к четверному, и мы получим вместе и порознь идеи
божественных синтеза и анализа, бога посвященных и бога профанов. Здесь
ученье популяризуется и становится менее абстрактным, появляется великий
иерофант.
5. Хе. Д.
ПЕНТАГРАММА
Гебура
Ессе
[См. 3.gif]
До сих пор я излагал наиболее сухую и абстрактную часть магического
учения; теперь начинаются чары, теперь я могу возвестить чудеса и открыть
самые скрытые вещи. Пентаграмма изображает господство духа над
элементами; этим знаком покоряют демонов воздуха, духов огня, спектры
воды и фантомов земли,
Вооружившись этим знаком, и, как следует, приспособив его, вы можете
видеть бесконечное при посредстве этой способности, которая - как бы глаз
вашей души, и вы заставите служить себе легионы ангелов и колонны
демонов.
Сначала установим принципы.
Нет мира невидимого, есть только различные степени совершенства органов.
Тело - грубое изображение и как бы тленная оболочка (кора - lе согce)
души.
Душа сама, без посредства телесных органов, посредством своих
чувствительности и 'прозрачного', может воспринимать все, существующее во
вселенной как духовное, так и телесное.
Духовное и телесное - только слова, выражающие различные степени тонкости
или плотности субстанции.
То, что называют воображением, - присущая нашей душе способность
ассимилировать образы я отражения, находящиеся в живом свете, великом
магнетическом агенте.
Эти образы и отражения - откровения, когда наука приходит к нам на помощь
и открывает их тело или свет. Гениальный человек отличается от мечтателя
и безумца только тем, что его творения аналогичны истине, между тем как
создания мечтателей и безумцев - потерянные отражения и заблудившиеся
образы.
Так, для мудреца воображать значит видеть, так само, как для магиста
говорить значит творить.
Итак,